Выбор аккумулятора — это непростой процесс, к которому нужно подходить серьёзно. В этой статье мы расскажем, как выбрать аккумулятор для лодочных электромоторов, а также о том, чем они отличаются и для чего предназначаются. Время прочтения — 4 минуты.
Содержание
Аккумуляторная батарея служит источником питания для лодочных электромоторов, которые имеют сходства с автомобильными. Некоторые рыболовы-любители этим часто пользуются, забывая, что такая замена быстро выводит автомобильные устройства из строя, так как они не предназначены для таких целей. Поэтому, чтобы ваш досуг не был испорчен, а, наоборот, был максимально комфортен и лишен неприятных сюрпризов, позаботьтесь заранее о правильно подобранном аккумуляторе.
Виды аккумуляторов
При выборе аккумулятора нужно определиться с тем, какую роль он будет выполнять, так как они бывают всего двух видов: одни предназначены для старта двигателя, а вторые — для постоянного питания электромотора.
Стартовые
Стартовые аккумуляторы предназначены в основном для быстрого запуска двигателя внутреннего сгорания. Этот вид аккумуляторов отличается плохой устойчивостью к большим нагрузкам и малым временем работы. Стартовые аккумуляторы больше подходят для дизельных или бензиновых двигателей, чем для электромоторов, так как их эффективность в условиях постоянного питания электромотора будет гораздо ниже, чем у тяговых.

Вид | Свинцово-кислотный |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 90 |
Пусковой ток, А | 800 |
Обслуживание | Малообслуживаемый |
Размер, см | 35,3×17,5×19 |
Масса, кг | 21,9 |
Тяговые
Тяговые аккумуляторы предназначены для продолжительной работы под нагрузкой и с высоким уровнем выдаваемого тока. Он устойчив к постоянным циклам разрядки и зарядки, что делает его более «живучим».

Вид | Свинцово-кислотный |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 80 |
Обслуживание | Малообслуживаемый |
Размер, см | 27,8×17,5×19 |
Масса, кг | 25 |
Типы аккумуляторов
Аккумуляторы различают по внутренней структуре и принципу работы. Такие устройства делятся на гелевые, свинцово-кислотные и AGM.
Гелевые
В состав гелевых аккумуляторов включены соединения кремния, которые обеспечивают гелеобразное состояние электролиту. Добавление серной кислоты и двуокиси кремния помогли достичь полной герметичности этому типу батареи. Аккумуляторы устроены таким образом, чтобы газы, которые появляются при эксплуатации, оставались в геле. Благодаря полной герметичности и нахождении в связанном состоянии, электролит не будет испарятся, а значит, пластины не окислятся и смогут прослужить дольше.
Гелевые аккумуляторы имеют высокую устойчивость к полному разряду, а ещё они выносливее обычных. Поэтому такие аккумуляторы можно эксплуатировать даже в условиях глубокого разряда-заряда достаточно продолжительное время.
Преимущества:
- не требуется постоянное обслуживание;
- работает в любых положениях;
- продолжает работать даже при повреждении корпуса;
- обладает высоким числом циклов заряда-разряда;
- обладает высоким пусковым током.
Недостатки:
- необходим контроль за процессом заряда, так как устройство боится перезаряда;
- неустойчивая работоспособность при низких температурах;
- дороговизна.

Тип | Гелевый |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 100 |
Максимально допустимый разряд, В | 10,6 |
Обслуживание | Необслуживаемый |
Размер, см | 33×17,3×21,7 |
Масса, кг | 31 |
Свинцово-кислотные
Свинцово-кислотные аккумуляторы считаются самыми распространенными на сегодняшний день химическими источниками тока для лодочных электромоторов. Принцип их работы основан на электрохимической реакции свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде. Корпус аккумуляторов делится на отсеки, которые заполняются электролитом. В него-то и погружаются пластины.
Преимущества:
- очень низкий саморазряд;
- требует минимального обслуживания;
- отсутствует эффект памяти;
- при необходимости может выдавать высокий выходной ток;
- дешевый.
Недостатки:
- нельзя хранить в разряженном виде;
- тяжелый и объемный;
- чувствительный к отрицательной температуре;
- опасен для окружающей среды;
- имеет ограниченное число циклов заряда/разряда.

Тип | Свинцово-кислотный |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 80 |
Обслуживание | Малообслуживаемый |
Размер, см | 35,3×17,5×19 |
Масса, кг | 18,8 |
AGM
В аккумуляторах типа AGM применяется пористый заполнитель из стекловолокна, который пропитан электролитом. С помощью такой конструкции электролит удерживается внутри пор и полностью исключает возможность его вытекания наружу, что позволяет сохранять работоспособность аккумулятора даже при повреждениях корпуса. Такой тип аккумуляторов отлично подходит для лодочных электромоторов.
Преимущества:
- не требуется обслуживание;
- герметичен;
- не происходит коррозия контактов;
- работает при температуре выше 30ºС;
- работает в условиях сильной вибрации;
- стойкий к глубокой разрядке.
Недостатки:
- тяжелый;
- ограниченное число циклов заряд/разряд;
- чувствителен к перезарядке;
- опасен для окружающей среды.

Тип | AGM |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 90 |
Обслуживание | Необслуживаемый |
Размер, см | 40,7×17,4×20,9 |
Масса, кг | 29 |
Емкость аккумулятора
Емкость — один из главных показателей аккумулятора, который обозначает, сколько времени он сможет питать лодочный электромотор при используемом напряжении в 12 В, если будет полностью заряжен. По емкости аккумуляторы можно условно разделить на низкоемкостные, среднеемкостные и высокоемкостные.
Низкоемкостные
Низкоемкостные аккумуляторы характеризуются малой емкостью батарей, которая не превышает 20 Ач.

Тип | AGM |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 12 |
Обслуживание | Необслуживаемый |
Размер, см | 15×10×9,7 |
Масса, кг | 3 |
Среднеемкостные
Емкость таких аккумуляторов находится в диапазоне от 20 до 80 Ач.

Вид | Стартовый |
Тип | Свинцово-кислотный |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 64 |
Пусковой ток, А | 540 |
Обслуживание | Малообслуживаемый |
Размер, см | 24,2×17,5×19 |
Масса, кг | 15,1 |
Высокоемкостные
Высокоемкостные — это самые востребованные аккумуляторы. Одного заряда такого устройства хватит на продолжительное питание лодочного электромотора. Емкость данных аккумуляторов начинается от 80 Ач и может достигать или даже превышать 120 Ач.

Тип | AGM |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость, Ач | 120 |
Обслуживание | Необслуживаемый |
Размер, см | 40,7×17,4×20,9 |
Масса, кг | 34 |
Рекомендации при эксплуатации
- Не допускайте глубокого разряда аккумулятора.
- Не совершайте никаких манипуляций с аккумулятором до отключения электромотора.
- Контролируйте надежность крепления всех соединений, чтобы избежать короткого замыкания.
- Заряжайте аккумулятор только тем зарядным устройством, которое идёт в комплекте или тем, которое подходит для него и вы в этом уверенны.
А какой аккумулятор для лодочных электромоторов используете вы? Поделитесь в комментариях.
Также по теме: