Популярная научная фантастика начала ХХ-го века изображала Венеру как своего рода райское место — чудеса приятных теплых температур, лесов, болот и даже динозавров. В 1950 году Планетарий Хайдена в Американском музее естественной истории пустил по газетам немыслимое объявление — о наборе первых космических экипажей на Луну, Марс, Сатурн, Юпитер и Венеру. Все что вам нужно было сделать — это указать свой адрес и поставить галочку в нужном месте. В адрес планетария со всех уголков США, а затем и других стран, полетели письма с просьбами зарезервировать местечко в готовящихся межпланетных экспедициях. Не так давно часть этих посланий была опубликована на сайте Американского музея естественной истории. На самом же деле это была всего лишь нестандартная реклама новой выставки об освоении Вселенной, но едва ли кто-то мог предположить, какой эта кампания вызовет ажиотаж. А вот на сегодняшний день Венера вряд ли станет мечтой для начинающих космических туристов. Как показали многочисленные миссии за последние несколько десятилетий, это никакой не рай — планета является миром с адскими температурами (около 460°C), с весьма токсичной атмосферой (покрыта непрозрачным слоем облаков из серной кислоты с высокой отражающей способностью, что, помимо всего прочего, закрывает поверхность планеты от прямой видимости) и жутким давлением на поверхности в 92,1 раза превышающем земное. Несмотря на это, NASA в настоящее время работает над концептуальной пилотируемой миссией на Венеру, названной HAVOC (High Altitude Venus Operational Concept).
Возможна ли такая миссия? Ведь температура поверхности Венеры выше даже расположенного в непосредственной близости к Солнцу Меркурия. При указанной температуре происходит плавление таких металлов, как висмут и свинец, которые при данном «климате» могут выпадать в виде «снега» на горные вершины. Поверхность представляет собой бесплодный скалистый пейзаж, состоящий из обширных равнин базальтовых скал (застывшая лава), усеянных вулканическими элементами, и нескольких горных районов континентального масштаба.
Поверхность планеты геологически молода (по расчетам ученых, ей не более 500 млн лет), и сейчас переживает катастрофические события, подобные тектоническим движениям и извержениям вулканов. Конечно же, это довольно страшная перспектива для любых посетителей. По ряду указанных выше причин, пребывание астронавтов на поверхности стало бы довольно затруднительным. Поэтому идея новой миссии NASA — не высаживать людей на негостеприимную поверхность, а использовать плотную атмосферу в качестве основы для создания летающих баз.
Официальная дата старта миссии HAVOC пока не объявлена публично. Она является долгосрочным проектом и будет полагаться, прежде всего, на небольшие тестовые миссии, чтобы исключить все возможные угрозы для исследователей. При современном уровне развития технологий миссия подобного характера выполнима. Для ее реализации планируется использовать дирижабли, которые могут оставаться в воздухе в верхней атмосфере в течение продолжительных периодов времени. Как ни удивительно, но одна из верхних атмосфер Венеры имеет самые земные свойства в солнечной системе (ну, кроме Земли, конечно). Тропопауза — это граница между тропосферой и мезосферой — расположена в районе чуть выше 50 и чуть ниже 65 км. По данным советских зондов (от «Венера-4» до «Венера-14») и американских «Пионер-Венера-2», область атмосферного слоя в районе от 52,5 до 54 км имеет температуру между +20°C и +37°C, а на высоте 49,5 км давление становится таким же, как на Земле на уровне моря.
Атмосфера на этой высоте уже достаточно плотная для того, чтобы защитить космонавтов миссии HAVOC от ионизирующего излучения из космоса. А близость Солнца обеспечивает еще большее количество доступной солнечной радиации, нежели на Земле, что может быть использовано для генерации энергии (примерно в 1,4 раза больше).
Атмосфера Венеры состоит более чем на 96% из углекислого газа, около 3% азота и остаточных следов других газов. Облачный покров расположен на высотах примерно 48—65 км. Облака Венеры довольно плотны и состоят из сернистого газа и капель серной кислоты и являются основным источником ее видимой яркости при наблюдении с Земли. Таким образом, конструкция дирижабля должна быть устойчивой к коррозионному воздействию этой кислоты.
К счастью, у человечества уже есть технологии, необходимые для преодоления проблемы кислотности. Некоторые коммерчески доступные материалы, такие как тефлон и ряд пластмасс, имеют высокую кислотную стойкость и могут быть использованы для изготовления наружной оболочки дирижабля.
Мы все еще относительно немного знаем о Венере, даже несмотря на то, что это наша ближайшая соседка. В конечном счете, изучение того, как две очень похожие планеты могут одновременно иметь такое разное прошлое, поможет нам понять эволюцию Солнечной системы и, возможно, даже других звездных систем.
Источник: theconversation