Ученые из Массачусетского технического института (МТИ) разработали не имеющую аналогов систему коммуникации между подводными судами и летательными аппаратами. Ранее не удавалось передавать сигналы связи через водную поверхность.
Как пояснили ученые, под водой субмарины используют беспроводные подводные датчики, которые не могут передавать данные датчикам, расположенным на суше и в воздухе. Это происходит из-за того, что сигналы, способные распространяться по воздуху, в воде рассеиваются. Акустические сигналы, посылаемые подводными устройствами, отражаются от поверхности воды, также не пробиваясь сквозь нее наверх. Из-за этого до сих пор не было возможности военным самолетам связаться с подводными лодками и наоборот, чтобы обменяться информацией.
Ученые из МТИ предложили свое решение этой проблемы. На подводном судне устанавливается передатчик, направляющий сигнал вверх. На поверхности воды образуются мельчайшие вибрации, которые улавливает высокочувствительный приемник. Затем он перерабатывает вибрации в данные стандартного вида, которые могут быть переданы далее. Свое ноу-хау ученые назвали «Трансляционная акустическая радиосвязь» (TARF). Система пока находится на ранней стадии разработки, но первые результаты ее испытания обнадежили специалистов МТИ.
Основными потребителями этой технологии, если ученые все же смогут развить ее до полноценного продукта, станут военные. Но разработчики видят для своего детища более широкий круг применения. Например, они уверены, что с помощью TARF можно будет эффективно мониторить поведение подводной фауны. Можно установить датчики, скажем, на китах, и затем просто запускать в предполагаемое место их обитания беспилотник, чтобы принять данные. Еще ученые считают, что TARF может облегчить поиск потерпевших катастрофу самолетов, упавших в море или океан. Датчики, прикрепленные к так называемому «черному ящику», будут подавать сигнал, который можно уловить с воздуха.
Источник: mit