Велосипед может служить не только средством передвижения, но и быть в качестве личного тренера: помогать совершенствовать физическое состояние тела. Горный велосипед считается наиболее универсальным типом, его покупают с целью поездок по городу, а также для более экстремальной внедорожной езды. В обоих случаях он хорошо себя проявляет. Тому, как выбрать оптимальный горный велосипед, исходя из ваших целей и бюджета, и посвящен данный материал. Время прочтения — 8 минут.
Содержание
Цель покупки
Большинство из тех, кто обратится к этой статье, являются новичками в вело-теме и, скорее всего, цель покупки транспорта — это прогулочная езда. Но даже такой вид катания имеет свои нюансы. Например: будет это езда по набережной и паркам города, или выезды за город в лесистую, горную местность. Изначально нужно определиться с целью покупки горного велосипеда.
Будет полезным уточнить у знакомых велосипедистов, какой вид велосипеда будет оптимальным для вашей местности, с учетом характерных типов маршрутов. Например, если вас окружает пологая местность, оптимальной покупкой будет хардтейл, хорошо выезжающий на грязных дорогах. А вот жителям горных мест, с каменистыми и ухабистыми дорогами, стоит присмотреться к двухподвесному или 29″ горному велосипеду.
Важным аспектом, влияющим на выбор велосипеда, является ваша физическая подготовка. Для активных, физически подготовленных людей одинаково хорошо подойдет как хардтейл, так и двухподвесный велосипед. А вот людям, страдающим заболеванием суставов или спины, будет лучше приобрести надежный двухподвесный горный велосипед, для более спокойной и щадящей езды.
Виды горных велосипедов
Существуют разные типы горных велосипедов: внедорожные и вседорожные, горные велосипеды для кросс-кантри, фрирайда или даунхилла, горные велосипеды для дёрт джампа. Каждый из перечисленных видов велосипеда предусмотрен для определенного стиля катания, делая его максимально комфортным и эффективным. Велосипед не должен препятствовать прохождению вашего маршрута. Поэтому, если у вас возникают сомнения, сможете ли вы удачно преодолеть тот или иной участок трассы, вероятно, ваш велосипед не соответствует виду вашего катания.
Наиболее распространенный тип горного велосипеда — это внедорожный. Он в основном встречается в большом ассортименте в каждом магазине. Популярность этого велосипеда объясняется его универсальностью — он хорошо проходит грязные участки трассы и синглтреки. Делятся внедорожные горные велосипеды еще на две подгруппы: хардтейлы и двухподвесные.
Развитее вело-индустрии привело к тому, что конструкцию велосипеда усложнили амортизаторами, смягчающими поездку и упрощающими управление велосипедом. Таким образом, велосипед с одной амортизированной вилкой называют хардтейл, а с двумя амортизаторами (одним на вилке, а вторым между рамой и задним колесом) — двухподвесным.
Амортизатор на вилке смягчает усталость рук во время езды и упрощает управление велосипедом при езде на ухабистой местности. Различают амортизаторы на базе стальной пружины и пневматические (более дорогие). На больших скоростях более комфортно управлять велосипедом с полным подвесом, хотя такой велосипед тяжелее одноподвесного и дороже.
Разновидности амортизаторов
Если подытожить все выше сказанное, вывод таков: при покупке первого горного велосипеда для нерегулярных поездок в черте города, стоит акцентировать внимание на хардтейлах. Как, например, Rover Centurion 26″17″. Хардтейл с 17-дюймовой рамой рассчитан на велосипедиста ростом от 160 до 178 см и весом до 120 кг. Диаметр колес с двойным ободом составляет 26″, а размер алюминиевой рамы — 17″. Байк оснащен 21 скоростью и дисковыми тормозами, что идеально подходит для начинающих велосипедистов.
Характеристики Rover Centurion 26″17″ | |
---|---|
Тип | Хардтейл |
Рама | 17″, закрытая, алюминиевая |
Рост и вес | M (рост 160-178 см), 120 кг |
Колеса | 26″, двойной обод, покрышки K1153, 26*2.1, KENDA LOGO |
Тормозная система | Дисковые механические, YX-DB01 |
Рулевая часть | Длина руля — 680 мм, материал — сталь, форма — изогнутая, вынос — 90 см |
Ходовая часть | Стальная вилка с ходом 100 мм, звездочки — 3 в переднем и 7 в заднем блоке, 21 скорость, длина шатуна 170 мм, цепь — 1/2*3/32*110 |
Для более опытных велосипедистов, планирующих ездить на больших скоростях по грязным дорогам, пересеченной местности, интересней будет ассортимент двухподвестных горных велосипедов. Но и отдавать за такой велосипед часто придется больше, чем за хардтейл.
E-motion Make bike относится к двухподвесным горным велосипедам. Имея 26-дюймовые литые диски и 17-дюймовую раму из алюминия, байк оснащен складной конструкцией для удобной транспортировки и хранения. В модели предусмотрено 24 скорости с внешним переключателем и дисковые ручные тормоза.
Характеристики E-motion Make bike | |
---|---|
Тип | Двухподвес |
Рама | 17″, складная, алюминиевая |
Рост | M (рост 160-178 см) |
Колеса | 26″ |
Тормозная система | Дисковые механические |
Рулевая часть | Материал — алюминий, форма — изогнутая |
Ходовая часть | Регулировка жесткости пружины и регулировка скорости отскока пружины, количество звездочек: 3 в переднем блоке и 8 в заднем, 24 скорости |
Диаметр колес
Важный момент, на который стоит обратить внимание при выборе горного велосипеда, это диаметр колес. Классический диаметр колес считается 26″, но, не так давно стали выпускать 29-дюймовые велосипеды. Каждая рама проектируется под определенный тип колес, поэтому на одну и ту же раму нельзя установить и 26″, и 29″. Еще велосипеды с 29-дюймовыми колесами называют найнеры — за счет большого диаметра они имеют большой импульс при езде, хороший контакт с дорогой и меньшее скольжение. Это оптимальный выбор для езды по тротуарам и проезжей части. Хотя из-за большого размера обода и резины такие велосипеды тяжелее, нежели с 26″ колесами, на них стоит обратить внимание людям высокого роста.
Хардтейл KINETIC STORM оснащен 29-дюймовыми колесами и 22-дюймовой рамой, что станет хорошим подспорьем для ездока с ростом 180-195 см. Основные элементы (рама, руль, подседельный штырь) выполнены из алюминия, который, не смотря на внушительный размер велосипеда, обеспечивает легкость и мобильность.
Характеристики Rover Centurion 26″17″ | |
---|---|
Тип | Хардтейл |
Рама | 22″, закрытая, алюминиевая |
Рост | XL (рост 180-195 см) |
Колеса | 29″, двойной обод, покрышки CST, 29×2.10 |
Тормозная система | Дисковые механические, YX DB01 |
Рулевая часть | Длина руля — 700 мм, материал — алюминий, форма — изогнутая, вынос — 90 см |
Ходовая часть | Ход вилки 100 мм, звездочки — 3 в переднем и 7 в заднем блоке, 21 скорость, цепь — KMC Z-51 |
Говоря о 24-дюймовых велосипедах, речь идет о версии горного велосипеда для подростка, с облегченной комплектацией. Ориентировочно, такие велосипеды подходят детям в возрасте от 11 до 14 лет, но вопрос очень индивидуальный и, скорее всего, выбор зависит не от возраста, а от роста ребенка. Так, используют велосипеды и с еще меньшими колесами, диаметром 20″.
Рама
Вернемся к рамам велосипедов. В основном их изготавливают из алюминиевых сплавов. Данное решение идеально как с бюджетной стороны, так и с функциональной, для нерегулярного катания. Но, для профессиональных велосипедистов, принимающих участие в соревнованиях, важен каждый грамм веса велосипеда. Поэтому используются и другие материалы для изготовления рам: сталь, титан и углеродное волокно.
Дело в том, что какой бы не использовался матриал для производства, он будет обладать и положительными, и отрицательными свойствами для того или иного вида катания. Так, титан лёгкий и прочный металл, но слишком дорогой. Карбоновые рамы, из-за трудоемкого процесса изготовления, имеют высокую цену, но затраты оправдываются прочностью и легкостью, которую имеют такие велосипеды. А вот рамы из хромо-молибденовых сплавов лёгкие и обладают всеми свойствами стальных рам, но они достаточно высокие.
Анатомия горных велосипедов
Для того, чтобы верно подобрать велосипед, важно понимать, из каких основных компонентов он состоит и за что каждый из них отвечает.
Компоненты велосипеда:
- трансмиссия (шатуны, передние ведущие звезды, задняя кассета, цепь, дерайлер, переключатели);
- амортизатор;
- колесо (обод, втулки, оси, спицы);
- тормоза.
Велосипед можно собрать из компонентов разных производителей и разной ценовой категории. Но, как и в любом вопросе, цена влияет на качество вашего выбора. Поэтому, перед покупкой нужно определиться с вашим бюджетом и целью, дабы не переплачивать зря.
Для нерегулярного катания в черте города можно остановиться на выборе велосипеда из бюджетного ряда, с алюминиевой рамой и компонентами среднего класса. Если у вас уже был велосипед, и вы осознаете важность той или иной детали в нем для вашего вида катания, можно рассмотреть более дорогие аналоги таких компонентов.
Даже не катаясь на велосипеде, но имея в окружении вело-любителей, вы могли обратить внимание, что основные производители компонентов — это Shimano и Sram. Ниже, в таблице, приведено сравнение текущих групп оборудования.
Таблица сравнения групп оборудования Shimano и Sram
Предполагаемое использование | Shimano | Sram |
---|---|---|
Начальный уровень | Acera и Altus | X3 |
Базовый уровень | Alivio | X4 |
Минимальная конфигурация для езды по грязи | Deore | X5 |
Средний уровень | SLX | X7 |
Высококачественный любительский уровень | Deore XT | X9 |
Гоночный уровень | XTR | X10 и XX |
Тормоза в велосипедах
Существует два типа тормозов у велосипеда: ободные и дисковые. В наше время чаще встречаются дисковые тормоза. Но, дело в том, что ободные тормоза также имеют ряд своих положительных характеристик, за которые их ценят.
Во-первых, они не дорогие, во-вторых, легко контролировать их износ, колодки легко заменяются. Еще их ценят за слабую тормозную мощность любители спокойной езды. У ободных тормозов одна из тормозных поверхностей представляет собой обод колеса. Как правило, такие тормоза устанавливают на детских велосипедах. Из недостатков отмечу, что ободные тормоза изнашивают обод велосипеда и во влажных условиях не настолько эффективны, как дисковые.
Дисковые тормоза бывают двух типов: гидравлические и механические. Вторые нуждаются в ручной регулировке по мере износа тормозной колодки. Такие тормоза более резкие, обеспечивают меньший тормозной путь, хороши для горной или влажной трассы. В дисковых тормозах сложнее контролировать изношенность тормозной колодки. Они являются более дорогими, нежели ободные тормоза.
Количество скоростей на горном велосипеде
Мы подошли к более глобальному вопросу — разбор кривошипной системы горного велосипеда. За максимальное количество скоростей на горном велосипеде отвечает количество передних ведущих звезд и звёздочек кассеты.
Количество скоростей | Передняя ведущая звезда | Задняя кассета | Комментарий |
---|---|---|---|
1 | 1 | 1 | Односкоростные велосипеды легче и проще |
21 | 3 | 7 | На детских велосипедах диапазон передач ниже, чем на взрослых |
18 | 2 | 9 | Чаще всего устанавливается самостоятельно |
20 | 2 | 10 | Набирает всё больше популярности. Высококачественные велосипеды |
24 | 3 | 8 | Типичная конфигурация для горных велосипедов начального уровня |
27 | 3 | 9 | Самый распространённый вариант среди горных велосипедов |
30 | 3 | 10 | Самая последняя тенденция. Встречается главным образом на дорогих велосипедах |
Велосипедистам, которые ездят по всем маршрутам с одной передачей, нужна хорошая физическая подготовка. Так как, нужно будет приложить немало физических усилий на крутых подъемах и сложных участках трассы. Останавливаются на этом выборе из-за простой механической сборки велосипеда и небольшом его весе.
Не беря во внимание односкоростные велосипеды, в остальных, трансмиссия не является ключевым фактором при выборе. Просто, чем больше передач, тем шире диапазон передаточных отношений. В целом, 18-скоростной велосипед может покрыть тот же диапазон передач, что и 27-скоростной.
Советы по выбору горного велосипеда
Хороший продавец-консультант при одном взгляде на вас должен быть способным подобрать пару велосипедов вашей ростовки. Если есть сомнения, он может обратиться к специальной системе Fit-kit, которая используется для подбора необходимой рамы в соответствии с размерами велосипедиста.
Имея багаж знаний, полученный из этой статьи, вы уже можете самостоятельно предположить, какой велосипед подойдет вам. Поможет сделать окончательный выбор следующая информация.
Обратите внимание на расстояние от седла до руля. Если вы ощущаете скованность, это свидетельствует о том, что велосипед вам мал. И наоборот, ощущение напряжения в руках и спине говорит о том, что велосипед высок для вас. Также отрегулируйте правильно высоту седла. В нижнем положении педали, нога должна быть немного согнута в колене, а руль не должен быть опущен ниже седла более чем на два сантиметра. Более расслабленно себя чувствует велосипедист, когда руль поднят выше седла, но более эффективное катание происходит при положении руля ниже седла.
Велосипеды с сильно скошенной рамой предназначены для невысоких велосипедистов. Женская рама сконструирована таким образом, что расстояние от седла до руля у нее короткое, за счет чего нагрузка на спину, шею и плечи меньше.
Не забудьте про тестовый проезд на выбранном вами велосипеде. Попробуйте проехаться по прямой дороге, с горки и на горку.
Таблица средних цен на горные велосипеды
От $500 до $900 |
можно приобрести базовый, но функциональный хардтейл (с 26- или 29-дюймовыми колёсами), предназначенный для нечастого использования на маршрутах умеренной сложности |
От $900 до $1500 |
можно приобрести хардтейл с более легкой рамой и более дорогим обвесом, который предназначен для регулярного использования на маршрутах разной степени сложности |
От $1500 до $2500 |
можно приобрести двухподвесный горный велосипед начального уровня или хардтейл начального уровня, предназначенный для соревнований |
От $2500 и выше |
можно приобрести гоночный хардтейл или двухподвес хорошего или великолепного качества |
За изображения спасибо allo.ua, cambridgebicycle.com, taxenbach.at, singletracks.com.
Также по теме: