Categories: Новости

Ученые из MIT программируют дронов для самостоятельного расчета рисков

Мы знаем гораздо меньше об океанах Земли, чем о поверхности Луны или Марса. По данным ученых, мировые океаны изучены от 2% до 5%. Морское дно покрыто обширными каньонами, высокими подводными горами, глубокими впадинами и отвесными скалами, большинство из которых считаются слишком опасными или недоступными для навигации автономных подводных аппаратов (АПА). А из 2,2 млн видов организмов мы знаем лишь 194 400 видов.

Инженеры Массачусетского технологического института (MIT) разработали алгоритм, который позволяет АПА взвешивать риски и потенциальные выгоды от изучения неизвестного региона. Например, если транспортное средство, в задачу которого входит идентификация подводных нефтяных утечек, приближается к крутой скалистой впадине, алгоритм может оценить уровень потенциальной выгоды (вероятность того, что вблизи этой впадины существует просачивание нефти) и уровень риска (вероятность столкновения с препятствием).

«Если бы мы были очень осторожны с нашим дорогим транспортным средством, заявив, что его живучесть превыше всего, мы бы не нашли ничего интересного», — сказал Бенджамин Айтон (Benjamin Ayton), аспирант факультета аэронавтики и космонавтики Массачусетского технологического института.

Также Бенджамин Айтон (Benjamin Ayton) сказал, что новый алгоритм может вычислять соотношение риска и потенциальной выгоды в режиме реального времени. Он и его коллеги из лаборатории профессора аэронавтики и космонавтики Брайана Уильямса, внедряют данный алгоритм в другие автономные подводные аппараты (АПА) с целью создания флота «смелых», интеллектуальных исследователей-роботов для ряда задач, включая поиск морских нефтяных месторождений, исследований влияния изменений климата на коралловые рифы и другое.

Большинство миссий по адаптивному отбору проб выполняют при нахождении путей с конкретным приемлемым уровнем риска. Например, АПА могут быть запрограммированы только на то, чтобы следовать по пути с вероятностью столкновения, которое не превышает 5%. Но исследователи обнаружили, что учет только риска может серьезно ограничить потенциальные выгоды миссии.

Исследователи проверили свой алгоритм в симуляции миссии АПА к востоку от Бостонской гавани. Они использовали батиметрические данные, собранные в регионе во время предыдущего исследования, и имитировали исследование АПА на глубине 15 м в регионах при относительно высоких температурах. Они рассмотрели, как алгоритм спланировал маршрут транспортного средства при трех различных сценариях приемлемого риска.

Команда также создала алгоритм с помощью 10 000 математических симуляций, генерируя случайные среды в каждой симуляции, с помощью которых планировали путь, и обнаружили, что алгоритм «меняет риск на потенциальную выгоду интуитивно, предпринимая опасные действия только тогда, когда это оправдано выгодой».

«Что было действительно интересно, так это наблюдать, как машинные алгоритмы начали «учиться» после получения результатов о нескольких погружениях и начали выбирать места, которые мы, геологи, возможно, не выбрали бы изначально, — сказала Лори Сумма (Lori Summa), геолог и исследователь из Океанографическое учреждения Вудс-Хоул. — Эта часть процесса все еще развивается, но было интересно наблюдать, как алгоритмы начинают выделять новые шаблоны из больших объемов данных и соединять эту информацию с эффективной и безопасной стратегией поиска».

В долгосрочной перспективе исследователи надеются использовать такие алгоритмы, чтобы помочь автономным транспортным средствам исследовать окружающую пространство уже за пределами Земли.

Это исследование было поддержано, в частности, Exxon Mobile в рамках Энергетической инициативы MIT и NASA.

Кирило Звягiнцев

Share
Published by
Кирило Звягiнцев
Tags: MITNASAалгоритмыисследователиобучениеподводные аппаратырискиученые

Recent Posts

  • Статьи

Электромобиль зимой: как работает, запас хода, советы и отзывы

Потеря 40–60% запаса хода зимой электромобилем — такой показатель может отпугнуть любого потенциального владельца. Зимние условия действительно бросают вызов технологиям,…

4 дня ago
  • Статьи

Как купить электромобиль в 2025 году: полный гид для украинского водителя

Из-за того что с 1 января 2026 года покупка нового электрокара в Украине может подорожать на 20%, многие пользователи интересуются,…

4 дня ago
  • Статьи

ТОП 7 пароварок: лучшие модели по рейтингу 2025 года

Ищете, какая пароварка лучше, чтобы готовила без масла и действительно экономила время и нервы? Потому что после рабочего дня хочется…

4 дня ago
  • Статьи

Как выбрать телевизор: главные критерии, советы и на что обратить внимание

Чтобы определить ключевые критерии, как выбрать телевизор, нужно понимать, что их параметры взаимосвязаны и должны работать в комплексе. В противном…

1 неделя ago
  • Статьи

Как выбрать искусственную елку: советы, виды и как выбрать качественную модель

Как выбрать искусственную елку так, чтобы она выглядела натурально, служила годами и действительно создавала праздничное настроение? Хочется один раз найти…

1 неделя ago
  • Статьи

iOS 26 от Apple: новые функции, обновления и фишки

В 2025 году Apple iOS 26 стала первой унифицированной под календарь версией ОС, что обозначило резкое изменение подхода к интерфейсу…

1 неделя ago