Поклонники «поттерианы» два года томились в ожидании продолжения истории о магических делах давно минувших дней. А ведь действительно – серия книг, равно как и кинофраншиза о Гарри Поттере, оставила неизгладимый след в нашей памяти, став прообразом красивой и атмосферной сказки. При этом сказка «накрыла» (в хорошем смысле этого слова) не только детей и подростков, но и старшее поколение.
Когда несколько лет назад прошел слушок, что еще одна франшиза авторства Джоан Роулинг удостоится экранизации, фанаты «оригинальной» истории в нетерпении потирали руки. Тем не менее, первая часть «Фантастических зверей» оказалась довольно спорной. Даже несмотря на интересный актерский состав, костяк которого образовали Эдди Редмэйн, Эзра Миллер, Колин Фаррелл и Джонни Депп в качестве вишенки на торте.
Вторую часть ждали с волнением и настороженностью. И, как показала практика, опасения были не напрасными. Нет, кое-что у Дэвида Йетса вышло превосходно. Например, сами волшебные звери и красивые спецэффекты, которые повсеместно разбросаны по картине. Но есть ряд откровенных косяков, сводящих всю предполагаемую прелесть на нет. Предлагаем вам немного приоткрыть завесу тайны (без спойлеров, конечно же!) перед походом в кино.
Несколько слов о сюжете
«Что здесь происходит?!» — это первый вопрос, который возникает в голове после выхода из кинотеатра. За последние 2 часа с хвостиком зритель получает такой объем информации, что переваривать ее еще придется какое-то время. Здесь смешалось все – мелодрама и любовные сюжетные линии, магия, флешбеки, Хогвартс, и, конечно же, добротная графика. Но начнем по порядку.
Как мы помним из прошлой части, волшебник и по совместительству зоолог Ньют Скамандер вместе со своими новоиспеченными друзьями (сестрами Тиной и Куинни Голдштейн, а также маглом Якобом Ковальски) участвовал в задержании крайне опасного преступника Геллерта Гриндевальда. И второй фильм как раз начинается с его побега. Причем очень эффектного – с полетом на экипаже, запряженными фестралами (такие скелетообразные лошади с крыльями), и использованием оборотного зелья.
Персонаж Деппа получил достаточно времени, чтобы раскрыться. Кто-то называет его игру гениальной, но я бы сказала, что главный антагонист вышел просто хорошо. По сравнению с Волан-де-Мортом, Гриндевальд обладает большей харизмой и за ним действительно интересно наблюдать. Он стремится к некой «высокой цели»: сделать всех, кто обладает магией, людьми первого сорта, а не-магов – просто поработить (нечто подобное в Германии 30-х годов уже происходило). Правда, так же, как и Тот-чье-имя-нельзя-называть, со средствами достижения не сильно заморачивается – местами по фильму зажигаются зеленые вспышки «Авада Кедавры».
Но по ходу просмотра сюжет начинает обрастать огромным количеством побочных линий, которые перенасыщают, а иногда и весьма путают, зрителя. Некоторые моменты при этом являются слишком уж очевидными. Кроме этого, вторая часть «Фантастических зверей» щедро приправлена драмой, которая периодически пытается выдавить из зрителя слезу. Что-то в ней есть от последних фильмов о Гарри Поттере. Хотя юмор тоже нашел свое место – в сдержанном роулинговском стиле.
Дамблдор в исполнении Джуда Лоу получился под стать главному антагонисту. Волшебник средних лет уже тогда имел вес в магической среде. Своим могуществом он внушал страх и ненависть негодяям (речь не о Гриндевальде лично – их взаимоотношения с Даблдором оказываются куда сложнее), но из-за любви к окольным путям (иногда не совсем законным) уже тогда был в контре с Министерством магии. Этакий серый кардинал, пока еще без длинной бороды и очков-полулуний. Собственно, именно из-за Дамблдора Скамандер оказался вовлеченным в борьбу с вселенским злом в Париже. Кстати, приятным бонусом для поклонников Гарри Поттера станет Хогвартс, который мельком фигурирует в истории.
С Ньютом Скамандером мы познакомились еще в первой части и каких-либо метаморфоз во второй с ним не произошло. По-прежнему умиляет (но иногда начинает напрягать) его застенчивость и робость, которая в критические моменты мастерски перевоплощается в решительность и действие. Забавный коктейль. Но во второй картине у нас есть возможность познакомиться с магозоологом ближе. Наконец-то становится понятно, кто такая Лета Лестрейндж (это ее портрет заметила Куинни, когда они все находились в чемодане Скамандера в первом фильме). Кроме этого в истории появляется брат Ньюта – Тесей, с которым у них довольно напряженные отношения.
Не будем вдаваться в подробности, чтобы ненароком не взболтнуть лишнего, но персонажей, по сравнению с первым фильмом, стало значительно больше. И появление каждого новичка (по сюжету или во флешбеках) делает историю более скомканной и отрывистой. Возможно, из-за этого повествование прыгает с одной сюжетной ветки на другую, часть из которых можно было с чистой совестью вырезать и от этого бы никто не пострадал. От себя отмечу, что после полутора часов насыщенных событий невольно поглядываешь на часы.
А вот за что хочется похвалить всю историю в целом, так это за правильно выбранную эпоху. 20-30-е годы – это время не только реабилитации после Первой Мировой, но и стильных костюмов, хорошей музыки и автомобилей, которые мы сегодня называем «ретро». На этом фоне события, разворачивающиеся в магическом мире, получаются весьма элегантными.
О чем говорит название сиквела?
Фильм получил название «Фантастические звери: Преступления Гриндевальда». Но давайте посмотрим, сколько на самом деле в нем первых и вторых? Итак, экранного времени непосредственно у магических созданий совсем немного, но каждое их появление – это попадание в десятку. Среди знакомцев в истории нашлось место для лукотруса и нюхлера, которые сыграли довольно важные роли в ходе событий. А к уже известным нам по первому фильму существам присоединился еще один – колоритный китайский драконокот. Он, конечно, стал звездой картины. Но здесь лучше один раз увидеть, как говорится.
Продолжение в виде словосочетания «Преступления Гриндевальда» давали понять, что фильм хотя бы частично коснется его прошлых бесчинств. Но конкретики на самом деле не много. Да, все знают, что Гриндевальд – преступник международного масштаба, но что именно окрестило его таковым остается за кадром. Это оставляет место для размышлений, и, возможно, в дальнейших частях мы узнаем о нем больше.
В общем, название слабо характеризует события, происходящие в фильме. С таким же успехом его можно было окрестить чем-то вроде «Место встречи изменить нельзя» или «Из Парижа с любовью». Информативность от этого слабо пострадает.
Есть ли интрига?
Несмотря на скомканность повествования, сюрпризов в картине предостаточно. Большинство из них стали отличным заделом для продолжения истории. Как уже говорилось выше, фильм чувствительно затянули, а самые интригующие моменты концентратом выдали в последние 20-30 минут. Здесь ненароком вспоминается «Бэтмен против Супермена», который пострадал от такого же распределения событий.
Концовка стала настолько неожиданной, что уже с нетерпением ждешь 2020 года, когда на экраны выйдет продолжение. Именно она реабилитировала в моих глазах вереницу пестрых сцен, от которых к середине фильма уже откровенно устаешь. Так что за апофеоз – пять баллов.
Резюме
Как бы мы не ждали той теплоты и душевности, которая была в «Гарри Поттере», «Звери» – это принципиально другая история, возраст аудитории которой сместился в сторону увеличения лет на 10. Это тоже красивая и самобытная сказка, но предназначенная больше для зрителя постарше. Возможно, даже для тех, кто рос на истории (а может и вместе с самой историей) о мальчике, который выжил. Нельзя не отметить тот факт, что картинка действительно получилась красивой и зрелищной. С сюжетом, правда, перемудрили, но неожиданная концовка спасает положение.
Если вы не являетесь поклонником творчества Джоан Роулинг или не видели «Фантастические звери и места их обитания», то фильм вряд ли вас тронет. Не зная предыстории, трудно понять, что за события здесь разворачиваются.
Но все же после просмотра возникают двоякие чувства. Или задвинуть всю эту франшизу на дальнюю полку и пересмотреть все одним махом уже в 2024 году, когда все 5 частей будут сняты, или читать книги. Лично я пока склоняюсь ко второму.