Владельцы электрокаров ежедневно решают вопрос, где и когда зарядить автомобиль, что влияет на планирование маршрутов и распорядок дня. По оценкам, инфраструктура зарядных станций в Украине пока значительно уступает сети обычных АЗС, поэтому выбор оптимального места для зарядки становится критически важным. Рассмотрим основные типы зарядных станций и их особенности, чтобы минимизировать время ожидания и максимально эффективно использовать электромобиль.
Помните, как в мире смартфонов каждый производитель создавал свой тип зарядного разъема? Нечто похожее происходит и с электрокарами. Зарядная инфраструктура до сих пор напоминает противостояние разных стандартов, где побеждает тот, кто лучше подготовился к поездке.
Прежде всего нужно разобраться с терминологией: разъем (порт) — это гнездо в автомобиле, а коннектор — штекер на кабеле, который вставляется в это гнездо. Разница критическая — покупка зарядного устройства с неправильным интерфейсом превратит его в красивый, но дорогой сувенир. Ситуацию можно исправить только адаптерами.
В разных странах используют разные типы разъемов электромобилей:
Проверить тип разъема на электромобиле можно тремя способами: заглянуть в технический паспорт, посмотреть маркировку у порта зарядки или просто сфотографировать порт и показать специалисту. Некоторые изготовители также устанавливают наклейки с информацией о совместимых стандартах.
Для владельцев европейских и большинства современных электрокаров лучшим выбором станет Green Cell Snap Type 2 11 кВт, совместимый с такими популярными авто, как Tesla Model 3/S/X/Y, BMW i3/i4/iX, всей линейкой Volkswagen ID, Audi E-Tron, Kia EV6 и многими другими. Длина кабеля также имеет значение — модели от 7 метров обеспечивают дополнительную гибкость при подключении.
Характеристика |
Описание |
Мощность |
11 кВт |
Максимальный ток |
16 А |
Длина |
7 м |
Вес |
2.4 кг |
Степень защиты |
IP54 |
Рабочая температура |
-35С…+50С |
В комплекте |
чехол премиум-класса |
Гарантия |
24 месяца |
Для экстренных случаев или путешествий в места с ограниченной зарядной инфраструктурой следует иметь Green Cell PowerCable 3,6 кВт, позволяющий заряжать электромобиль от обычной бытовой розетки. Эта модель с кабелем Schuko обеспечивает возможность подзарядки в любом месте, где есть доступ к электросети.
Практический совет: независимо от типа разъема вашего электрокара, следует иметь как минимум два зарядных решения — для стандартных станций и мобильное устройство для непредвиденных ситуаций. Такой комплект обеспечит спокойствие в любых поездках и станет настоящей страховкой от «электрического голода».
Зарядные станции для электромобилей отличаются по скорости, мощности и способу подключения, поэтому важно понимать особенности каждого типа для правильного выбора.
Для большинства владельцев электромобилей зарядка начинается и заканчивается дома. Это самый удобный вариант — поставил автомобиль на ночь, а утром получил полный аккумулятор. Однако выбор домашней зарядки требует внимания к деталям.
Самый простой вариант — питаться от обычной розетки (Mode 1 или Mode 2). Звучит привлекательно: никаких дополнительных затрат, просто подключил кабель, который идет в комплекте с автомобилем, и ждешь. Но есть существенные недостатки:
Если сравнивать с бензиновым автомобилем, это как заправляться через соломинку вместо пистолета на АЗС — возможно, но очень медленно и опасно.
Гораздо практичнее установить специализированную настенную зарядную станцию (Wallbox, Mode 3). Современные модели, такие как Growatt THOR 11 кВт, предлагают:
Установка такой электрозаправки требует одноразовых затрат на оборудование и монтаж, но быстро окупается благодаря удобству, безопасности и возможности экономить с ночным тарифом на электроэнергию.
Для частного дома лучшим вариантом станет настенная зарядная станция с мощностью 7–11 кВт — этого достаточно большинству современных электромобилей. Владельцам квартир придется договариваться с ОСМД или искать общественные электрозаправки вблизи дома.
Даже с домашней зарядкой иногда возникает необходимость подзарядиться в дороге. Общественные зарядные станции призваны решить эту проблему, но имеют свои особенности.
Медленные/средние (AC, Mode 3) работают по тому же принципу, что и домашние Wallbox, но часто располагаются возле торговых центров, на паркингах офисных зданий и в местах, где автомобиль обычно стоит час-два. Их мощность составляет 7-22 кВт.
Konner&Sohnen P32/3 (22 кВт) — типичный представитель этого класса. За час подключения можно получить заряд, которого хватит на 100-150 км пробега — достаточно, чтобы вернуться домой или доехать до следующей электрозаправки.
Быстрые станции (DC, Mode 4) — настоящее спасение во время дальних поездок. В отличие от AC-зарядок, они подают постоянный ток непосредственно в аккумулятор, минуя бортовое зарядное устройство автомобиля. Мощность таких станций достигает 50–150 кВт, что позволяет зарядить электрокар до 80% за 30–40 минут — столько времени занимает перекус и кофе на заправке.
Быстрые электрозаправки чаще всего устанавливают вдоль автомагистралей и на больших АЗК. В Украине их количество постепенно растет, но все еще недостаточно для комфортных путешествий между регионами без тщательной планировки маршрута.
Сверхбыстрые станции (Ultra-Fast Charging) — новейшая технология с мощностью 150–350 кВт. Такие электрозаправки способны зарядить совместимый электромобиль до 80% всего за 15–20 минут. Проблема лишь в том, что не все электрокары поддерживают такую мощность — батареи могут перегреваться, что приводит к автоматическому ограничению скорости зарядки.
Общественные электрозаправки обычно предлагают дополнительные сервисы:
Главный недостато кобщественных станций — более высокая стоимость зарядки по сравнению с домашними. Разница может составлять 2-3 раза, поэтому оптимальной стратегией остается основное питание дома и использование коммерческих электрозаправок только при необходимости.
Для большинства владельцев электромобилей лучшим решением станет настенная станция средней мощности (7–11 кВт) с базовым набором функций: защита от перегрузки, возможность планировки зарядки и мониторинг потребления электроэнергии.
Выбрать зарядную станцию для электромобиля — задача, требующая баланса между техническими возможностями, удобством и бюджетом. Лучшее решение всегда индивидуально, ведь зависит от конкретной модели электрокара, условий эксплуатации и личных потребностей.
Опираясь на опыт многих владельцев электромобилей, можно сформулировать несколько универсальных рекомендаций:
Найти все необходимые компоненты для зарядки электромобиля можно в одном месте — каталог Алло содержит как портативные решения (Green Cell PowerCable для экстренных ситуаций), так и стационарные станции Konner&Sohnen и Growatt разной мощности. Перед покупкой можно сопоставить характеристики моделей, отсортировать устройства по степени защиты или типу порта. Сомневающимся в выборе полезно сначала проконсультироваться — инженеры смогут оценить технические возможности электросети в конкретном доме и порекомендовать соответствующее оборудование с учетом разъема и режимов зарядки электромобиля.
Когда включаете фильм ужасов, а вместо страха вы засыпаете, дело не всегда в сюжете. Монстр может вылезть из ванны, кровь…
Жирные волосы — не только эстетическая проблема, а настоящий вызов в повседневном уходе. Ежедневное мытье, поиск эффективных средств и борьба…
Выбор между двумя крутыми флагманами — это сложный компромисс, однако дело, как всегда, в деталях. Смартфоны Pixel известны передовыми камерами,…
Вот наконец-то нашёлся свободный вечер, вы удобно расположились на диване и готовы отдохнуть, но потом часами листаете ленты киносервисов и…
Выпрямитель для волос позволяет ежедневно создавать безупречную укладку. Со множеством моделей, оснащенных различными функциями, иногда сложно определиться. В нашем обзоре…
Группа компаний «Алло» открыла первый в Украине официальный шоурум бренда бытовой техники Roborock. По данным международной исследовательско-консалтинговой компании IDC за…