Идея о том, что техосмотр авто с электроприводом не требует сервиса — опасный миф. Хотя ТО для EV трансформировалось из механического в преимущественно диагностическое, его игнорирование может привести к ремонту стоимостью в половину машины. В этом гайде раскрываем, что, когда и как нужно проверять, чтобы электромобиль служил долго и не создавал неожиданных проблем.
Читайте также: Как зарядить электромобиль: дома, на работе и в дороге
С 2025 года в Украине меняются правила игры для автовладельцев. Обязательный технический осмотр возвращается для большинства транспортных средств, и электромобили — не исключение.
Основное изменение техосмотра авто в Украине — распространение требования обязательного техосмотра на частные легковые автомобили, включая электрокары, у которых ранее были определенные льготы. Процедура проверки для электромобилей адаптирована к их конструкции. Вместо измерения токсичности выхлопа и проверки топливной системы, основное внимание уделяется диагностике ключевых систем:
Для выполнения этих задач сертифицированные станции технического обслуживания (СТО) проходят модернизацию и оснащаются специализированным диагностическим оборудованием, способным точно оценить состояние современных автомобилей.
Для большинства легковых автомобилей, включая электромобили, рекомендуемая периодичность прохождения техосмотра составляет один раз в год или каждые 15000 километров пробега.
Стоимость процедуры зависит от региона и уровня сервисного центра. В среднем по Украине цены колеблются в диапазоне от 1100 до 2500 гривен. Для прохождения ТО необходимо подготовить стандартный пакет документов: свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и документ, удостоверяющий личность владельца (например, паспорт или водительское удостоверение).
Электромобиль — это принципиально другое транспортное средство, поэтому и подход к его техническому осмотру кардинально отличается. Здесь нет двигателя внутреннего сгорания, сложной системы выхлопа и многих других привычных для бензиновых или дизельных авто узлов. Вместо этого на первый план выходит диагностика батареи, электроники и программного обеспечения.
Ключевое отличие технического осмотра автомобиля с электродвигателем заключается в отсутствии необходимости регулярной замены моторного масла, смазочных и топливных фильтров, свечей зажигания, ремней ГРМ и других компонентов, связанных с ДВС. Это не только упрощает процесс, но и значительно снижает его стоимость.
Вместо этого, основное внимание уделяется компьютерной диагностике высоковольтной системы. Специалисты проверяют состояние тяговой батареи, работу силовой электроники, инвертора и контроллеров. Также обязательным элементом ТО является проверка и установка актуальных обновлений программного обеспечения.
Тяговая батарея — это самый дорогой и важный компонент электромобиля. Ее состояние напрямую влияет на запас хода, динамику и общий ресурс авто. Во время ТО обязательно проводится ее диагностика, включающая проверку:
Современный электромобиль — это, по сути, компьютер на колесах. Его работой управляет сложное программное обеспечение, которое производители постоянно совершенствуют. Обновления ПО, которые часто поступают «по воздуху» (Over-the-Air, OTA), могут исправлять ошибки, улучшать эффективность использования энергии, оптимизировать работу батареи и добавлять новые функции.
Игнорирование этих апдейтов может привести к некорректной работе систем, снижению запаса хода и к проблемам с безопасностью. Поэтому проверка и установка последней версии программного обеспечения является важной частью качественного технического обслуживания.
«Золотые правила» эксплуатации просты: избегать регулярных зарядок до 100% и разрядов «в ноль». Для ежедневного использования оптимальным является диапазон 20–80%. Также стоит ограничивать зарядку от сверхбыстрых DC-станций, поскольку они сильнее нагревают батарею и ускоряют ее деградацию.
Когда SoH аккумулятора падает ниже 70–80%, она завершает свою службу в автомобиле. Но такие батареи получают «вторую жизнь» как стационарные накопители энергии для домов или солнечных электростанций. Что касается утилизации, то современные технологии позволяют перерабатывать до 95% материалов, возвращая в оборот ценные металлы, такие как литий, кобальт и никель.
Читайте также: Типы зарядок для электромобилей: как выбрать
Хотя электромобили требуют меньше внимания, чем их бензиновые аналоги, регулярное обслуживание остается обязательным для поддержания их надежности и безопасности.
Большинство производителей рекомендуют проводить плановое техническое обслуживание электромобиля ежегодно или каждые 15000–20000 километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Например, Tesla рекомендует проводить полную диагностику каждые 20000 километров, тогда как для Hyundai Kona Electric интервал может быть несколько короче.
Стоит учитывать, что интенсивная эксплуатация, особенно в сложных климатических условиях (сильная жара или морозы), а также агрессивный стиль вождения могут сокращать рекомендуемые интервалы обслуживания.
Стандартный плановый техосмотр авто в 2026 включает следующие процедуры:
Этот перечень может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля и рекомендаций производителя.
Благодаря более простой конструкции, стоимость владения электромобилем в долгосрочной перспективе оказывается значительно ниже. Исследования показывают, что в течение первых пяти лет эксплуатации владелец электрокара может сэкономить от 30% до 50% на техническом обслуживании по сравнению с аналогичным авто с ДВС.
Например, сравним стоимость владения Volkswagen ID.4 и аналогичного по классу бензинового Volkswagen Tiguan на пробеге 100000 км. Расходы на плановое ТО для ID.4 составят примерно 30000 грн. Для Tiguan за этот же пробег придется потратить около 75000 грн только на регламентные работы (замена масла, фильтров, свечей и др.). Если добавить сюда экономию на «горючем», то общее преимущество электромобиля становится еще более очевидным.
Беспечность, порожденная простотой эксплуатации электромобиля, часто приводит к ошибкам, которые могут дорого стоить. Разберем, как избежать ненужных расходов и проблем.
Самая большая ошибка в техническом осмотре автомобиля — верить в миф о «необслуживаемости». Пропуск ежегодной диагностики батареи и ее системы охлаждения может привести к перегреву, ускоренной деградации и, как следствие, к дорогостоящей замене аккумулятора электрокара.
Попытка сэкономить на сервисе, обратившись к «гаражному» мастеру, крайне рискованна. Работа с высоковольтными системами (напряжение может достигать 400–800 вольт) требует специализированных знаний, допусков и оборудования. Некомпетентное вмешательство может привести не только к повреждению дорогостоящих компонентов, но и к поражению током или пожару.
Отказ от установки последних обновлений ПО — это как отказ от обновлений операционной системы на смартфоне. Автомобиль не только теряет доступ к новым функциям, но и может работать менее эффективно и быть более уязвимым к программным сбоям.
Чтобы процедура технического осмотра авто прошла максимально быстро и без неожиданностей, стоит выполнить несколько простых подготовительных шагов. Перед визитом на сервис каждый владелец может самостоятельно проверить:
После этого убедитесь, что все необходимые документы подготовлены заранее. Это позволит избежать задержек и лишней суеты непосредственно на станции технического обслуживания. Наличие полного пакета документов — залог быстрого и успешного прохождения процедуры.
Регулярное ТО для электромобиля — это не формальность, а залог его долговечности и вашей безопасности, что фокусируется на диагностике батареи, электроники и профилактике ходовой части. Главный совет — доверяйте обслуживание только специализированным сервисам, ведь правильный уход поможет избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
А если вы только присматриваетесь к новому авто, консультанты Алло помогут подобрать оптимальный электромобиль под ваши конкретные задачи. Вместо того чтобы самостоятельно изучать десятки моделей, вы можете получить профессиональную консультацию, которая учтет все ваши пожелания. Это самый простой способ найти автомобиль, который идеально вам подойдет.
Да, с 2025 года обязательный технический осмотр распространяется и на частные легковые автомобили, включая электрокары, которые не используются в коммерческих целях. Это требование введено для повышения общего уровня безопасности на дорогах.
Большинство производителей рекомендуют проводить плановое техническое обслуживание раз в год или каждые 15000–20000 километров пробега. Соблюдение этого интервала является ключевым для поддержания гарантии и долговечности батареи.
Техосмотр необходимо проходить исключительно на сертифицированных пунктах технического контроля, у которых есть соответствующая аккредитация и оборудование для диагностики. Список таких пунктов доступен на официальном сайте Головного сервісного центру МВС.
Электромобиль или бензиновое авто — выбор, который способен снизить совокупную стоимость владения на 30–40% за пять лет при условии ночного…
В поисках рекомендаций, как выбрать ноутбук, легко потеряться среди технических терминов и маркетинговых обещаний. Ведь ассортимент устройств широк, а количество…
Гибрид или электромобиль: что выгоднее в 2025 году? Хотя стоимость эксплуатации электрокара в 3–4 раза ниже за километр пробега по…
Потеря 40–60% запаса хода зимой электромобилем — такой показатель может отпугнуть любого потенциального владельца. Зимние условия действительно бросают вызов технологиям,…
Из-за того что с 1 января 2026 года покупка нового электрокара в Украине может подорожать на 20%, многие пользователи интересуются,…
Ищете, какая пароварка лучше, чтобы готовила без масла и действительно экономила время и нервы? Потому что после рабочего дня хочется…