Идея о том, что техосмотр авто с электроприводом не требует сервиса — опасный миф. Хотя ТО для EV трансформировалось из механического в преимущественно диагностическое, его игнорирование может привести к ремонту стоимостью в половину машины. В этом гайде раскрываем, что, когда и как нужно проверять, чтобы электромобиль служил долго и не создавал неожиданных проблем.
Читайте также: Как зарядить электромобиль: дома, на работе и в дороге
Техосмотр авто в Украине: актуальные требования в 2026 году
С 2025 года в Украине меняются правила игры для автовладельцев. Обязательный технический осмотр возвращается для большинства транспортных средств, и электромобили — не исключение.
Новые правила и процедуры: что изменилось
Основное изменение техосмотра авто в Украине — распространение требования обязательного техосмотра на частные легковые автомобили, включая электрокары, у которых ранее были определенные льготы. Процедура проверки для электромобилей адаптирована к их конструкции. Вместо измерения токсичности выхлопа и проверки топливной системы, основное внимание уделяется диагностике ключевых систем:
- Тормозная система. Проверяется износ колодок и дисков, а также работа суппортов.
- Рулевое управление. Оценивается состояние рулевой рейки и наконечников.
- Электрооборудование. Диагностируется состояние высоковольтной батареи, электроники и обновление программного обеспечения.
- Светотехника. Контролируется корректность работы всех осветительных приборов.
Для выполнения этих задач сертифицированные станции технического обслуживания (СТО) проходят модернизацию и оснащаются специализированным диагностическим оборудованием, способным точно оценить состояние современных автомобилей.
Периодичность, стоимость и документы
Для большинства легковых автомобилей, включая электромобили, рекомендуемая периодичность прохождения техосмотра составляет один раз в год или каждые 15000 километров пробега.
Стоимость процедуры зависит от региона и уровня сервисного центра. В среднем по Украине цены колеблются в диапазоне от 1100 до 2500 гривен. Для прохождения ТО необходимо подготовить стандартный пакет документов: свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и документ, удостоверяющий личность владельца (например, паспорт или водительское удостоверение).
Особенности технического осмотра электромобиля
Электромобиль — это принципиально другое транспортное средство, поэтому и подход к его техническому осмотру кардинально отличается. Здесь нет двигателя внутреннего сгорания, сложной системы выхлопа и многих других привычных для бензиновых или дизельных авто узлов. Вместо этого на первый план выходит диагностика батареи, электроники и программного обеспечения.
Чем ТО электрокара отличается от авто с ДВС
Ключевое отличие технического осмотра автомобиля с электродвигателем заключается в отсутствии необходимости регулярной замены моторного масла, смазочных и топливных фильтров, свечей зажигания, ремней ГРМ и других компонентов, связанных с ДВС. Это не только упрощает процесс, но и значительно снижает его стоимость.
Вместо этого, основное внимание уделяется компьютерной диагностике высоковольтной системы. Специалисты проверяют состояние тяговой батареи, работу силовой электроники, инвертора и контроллеров. Также обязательным элементом ТО является проверка и установка актуальных обновлений программного обеспечения.

Ключевые узлы проверки в электромобиле
Тяговая батарея — это самый дорогой и важный компонент электромобиля. Ее состояние напрямую влияет на запас хода, динамику и общий ресурс авто. Во время ТО обязательно проводится ее диагностика, включающая проверку:
- State of Health (SoH). Это комплексный показатель «здоровья» аккумулятора, учитывающий внутреннее сопротивление, количество циклов заряда-разряда и возраст элементов. Падение SoH на 1–2% в год считается нормой, но резкое снижение на 5–10% за короткий период может свидетельствовать о серьезных проблемах с одним или несколькими элементами батареи.
- Системы терморегуляции. Мастер проверяет уровень и состояние охлаждающей жидкости, осматривает контур на предмет утечек и проверяет работу помпы и радиаторов. Неэффективное охлаждение приводит к ускоренной деградации батареи и значительной потере ее заряда.
- Электродвигателя и редуктора. Эти узлы почти не нуждаются в обслуживании, но во время ТО проверяется уровень масла (замена может потребоваться раз в 100000–150000 км).
- Тормозной системы. Из-за активного использования рекуперативного торможения, механические тормоза изнашиваются значительно медленнее. Однако существует риск закисания суппортов из-за редкого использования, поэтому их профилактическая чистка и смазка обязательны.
Программное обеспечение как часть ТО
Современный электромобиль — это, по сути, компьютер на колесах. Его работой управляет сложное программное обеспечение, которое производители постоянно совершенствуют. Обновления ПО, которые часто поступают «по воздуху» (Over-the-Air, OTA), могут исправлять ошибки, улучшать эффективность использования энергии, оптимизировать работу батареи и добавлять новые функции.
Игнорирование этих апдейтов может привести к некорректной работе систем, снижению запаса хода и к проблемам с безопасностью. Поэтому проверка и установка последней версии программного обеспечения является важной частью качественного технического обслуживания.
Жизненный цикл батареи: от первой зарядки до утилизации
«Золотые правила» эксплуатации просты: избегать регулярных зарядок до 100% и разрядов «в ноль». Для ежедневного использования оптимальным является диапазон 20–80%. Также стоит ограничивать зарядку от сверхбыстрых DC-станций, поскольку они сильнее нагревают батарею и ускоряют ее деградацию.
Когда SoH аккумулятора падает ниже 70–80%, она завершает свою службу в автомобиле. Но такие батареи получают «вторую жизнь» как стационарные накопители энергии для домов или солнечных электростанций. Что касается утилизации, то современные технологии позволяют перерабатывать до 95% материалов, возвращая в оборот ценные металлы, такие как литий, кобальт и никель.
Читайте также: Типы зарядок для электромобилей: как выбрать
ТО электромобиля: когда и как часто проводить
Хотя электромобили требуют меньше внимания, чем их бензиновые аналоги, регулярное обслуживание остается обязательным для поддержания их надежности и безопасности.
Рекомендуемый график обслуживания
Большинство производителей рекомендуют проводить плановое техническое обслуживание электромобиля ежегодно или каждые 15000–20000 километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Например, Tesla рекомендует проводить полную диагностику каждые 20000 километров, тогда как для Hyundai Kona Electric интервал может быть несколько короче.
Стоит учитывать, что интенсивная эксплуатация, особенно в сложных климатических условиях (сильная жара или морозы), а также агрессивный стиль вождения могут сокращать рекомендуемые интервалы обслуживания.
Основные этапы планового ТО
Стандартный плановый техосмотр авто в 2026 включает следующие процедуры:
- компьютерная диагностика всех электронных систем;
- проверка состояния высоковольтной батареи и системы ее охлаждения;
- осмотр ходовой части и подвески;
- профилактика тормозной системы;
- замена салонного фильтра;
- проверка и, при необходимости, замена тормозной жидкости (обычно каждые 2 года).
Этот перечень может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля и рекомендаций производителя.

Стоимость обслуживания: EV против бензинового авто
Благодаря более простой конструкции, стоимость владения электромобилем в долгосрочной перспективе оказывается значительно ниже. Исследования показывают, что в течение первых пяти лет эксплуатации владелец электрокара может сэкономить от 30% до 50% на техническом обслуживании по сравнению с аналогичным авто с ДВС.
Например, сравним стоимость владения Volkswagen ID.4 и аналогичного по классу бензинового Volkswagen Tiguan на пробеге 100000 км. Расходы на плановое ТО для ID.4 составят примерно 30000 грн. Для Tiguan за этот же пробег придется потратить около 75000 грн только на регламентные работы (замена масла, фильтров, свечей и др.). Если добавить сюда экономию на «горючем», то общее преимущество электромобиля становится еще более очевидным.
Типичные ошибки владельцев во время техосмотра электромобиля
Беспечность, порожденная простотой эксплуатации электромобиля, часто приводит к ошибкам, которые могут дорого стоить. Разберем, как избежать ненужных расходов и проблем.
Игнорирование профилактических проверок
Самая большая ошибка в техническом осмотре автомобиля — верить в миф о «необслуживаемости». Пропуск ежегодной диагностики батареи и ее системы охлаждения может привести к перегреву, ускоренной деградации и, как следствие, к дорогостоящей замене аккумулятора электрокара.
Выбор несертифицированного СТО
Попытка сэкономить на сервисе, обратившись к «гаражному» мастеру, крайне рискованна. Работа с высоковольтными системами (напряжение может достигать 400–800 вольт) требует специализированных знаний, допусков и оборудования. Некомпетентное вмешательство может привести не только к повреждению дорогостоящих компонентов, но и к поражению током или пожару.
Пренебрежение обновлениями программного обеспечения
Отказ от установки последних обновлений ПО — это как отказ от обновлений операционной системы на смартфоне. Автомобиль не только теряет доступ к новым функциям, но и может работать менее эффективно и быть более уязвимым к программным сбоям.
Советы, как подготовить электромобиль к техосмотру
Чтобы процедура технического осмотра авто прошла максимально быстро и без неожиданностей, стоит выполнить несколько простых подготовительных шагов. Перед визитом на сервис каждый владелец может самостоятельно проверить:
- Давление в шинах. Проверьте и доведите до нормы, рекомендованной производителем.
- Светотехника. Убедитесь, что все фары, стоп-сигналы и поворотники работают корректно.
- Жидкости. Проверьте уровень жидкости для омывателя стекла.
- Зарядный порт. Визуально осмотрите порт на наличие грязи или повреждений.
- Программное обеспечение. Если автомобиль поддерживает функцию OTA, проверьте наличие доступных обновлений и установите их.
После этого убедитесь, что все необходимые документы подготовлены заранее. Это позволит избежать задержек и лишней суеты непосредственно на станции технического обслуживания. Наличие полного пакета документов — залог быстрого и успешного прохождения процедуры.
Регулярное ТО для электромобиля — это не формальность, а залог его долговечности и вашей безопасности, что фокусируется на диагностике батареи, электроники и профилактике ходовой части. Главный совет — доверяйте обслуживание только специализированным сервисам, ведь правильный уход поможет избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
А если вы только присматриваетесь к новому авто, консультанты Алло помогут подобрать оптимальный электромобиль под ваши конкретные задачи. Вместо того чтобы самостоятельно изучать десятки моделей, вы можете получить профессиональную консультацию, которая учтет все ваши пожелания. Это самый простой способ найти автомобиль, который идеально вам подойдет.
FAQ
Нужно ли проходить техосмотр электромобиля в Украине в 2026 году?
Да, с 2025 года обязательный технический осмотр распространяется и на частные легковые автомобили, включая электрокары, которые не используются в коммерческих целях. Это требование введено для повышения общего уровня безопасности на дорогах.
Как часто нужно проходить ТО электромобиля?
Большинство производителей рекомендуют проводить плановое техническое обслуживание раз в год или каждые 15000–20000 километров пробега. Соблюдение этого интервала является ключевым для поддержания гарантии и долговечности батареи.
Где пройти техосмотр авто в Украине?
Техосмотр необходимо проходить исключительно на сертифицированных пунктах технического контроля, у которых есть соответствующая аккредитация и оборудование для диагностики. Список таких пунктов доступен на официальном сайте Головного сервісного центру МВС.