Мы знаем немало историй об успешных людях и компаниях, которые достигли огромных высот, однако нередко бывает так, что лидерство и успех внезапно сменяются провалом. Таких примеров в истории было очень много, однако наиболее показательным из них является история компании Nokia, которая преодолела множество трудностей и сумела стать лидером на рынке мобильных телефонов.
В период расцвета президент компании и ее ТОП-менеджеры были уверены в том, что Nokia и далее будет оставаться неизменным лидером, из-за чего допускали достаточно серьезные ошибки, которые привели бы многих производителей к банкротству. В итоге безоблачное лидерство сменилось для Nokia черной полосой, сойти с которой компания уже не сумела.
Но как же компании удалось стать крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов? Эта история началась еще в 1865-м году, когда 12 мая финский горный инженер Фредерик Идестам получил разрешение от властей на строительство фабрики, занимающейся выпуском древесной массы. Фабрика была построена на реке Нокия, откуда и пошло название компании.
В те годы в Финляндии наблюдался бурный рост промышленности, а во всей Европе постоянно росла потребность в бумаге. Компания росла сумасшедшими темпами и открывала десятки новых офисов. Спустя всего несколько лет Nokia стала довольно большим комбинатом по выпуску бумаги. Вскоре на комбинате стало работать так много сотрудников, что даже появился одноименный город — Нокия. К тому моменту комбинат начал продавать свою бумагу в Англии, Франции и даже Китае. Дела шли успешно, но своего сырья комбинату не хватало, поэтому компания была вынуждена заказывать дерево в России и Швеции.
Тем временем в мире происходили другие не менее интересные события. В 1839-м году в США инженер Чарльз Гудьер открыл такую технологию, как вулканизация резины, а спустя 59 лет, в 1898-м году ушлый предприниматель Фрэнк Сейберлинг основал компанию Goodyear Tire and Rubber Company. В конце XIX века такая резина начала появляться на рынках Европы и дошла до Финляндии. Планируя снизить издержки, местный производитель шин, компания Finnish Rubber Works, перенесла производство в сельскую местность и по счастливому стечению обстоятельств фабрика FRW оказалась по соседству с Nokia. В последствии производитель резины начал покупать у Nokia электроэнергию, которой река Нокиа давала целлюлозному комбинату в избытке. Так эти две компании стали партнерами.
В 1912 году в Хельсинки открылась компания Finnish Cable Works, занимавшаяся производством телеграфных и телефонных сетей, а спустя 8 лет, в 1920 году FRW, FCW и Nokia объединились в один холдинг — Nokia Group. Дела у холдинга шли настолько хорошо, что в 20-30-е годы Nokia начала заниматься даже строительством электростанций. Благодаря такой диверсификации бизнеса компания сумела выжить в нелегкий для финнов период. Если вспомнить историю, Финляндия пережила вторжение СССР, выплату репараций Кремлю, Великую Депрессию, и множество других катаклизмов, однако Nokia стала одной из немногих финских компаний, которым удалось все это пережить.
Во-первых, Nokia всегда умела быстро переориентироваться на самые высокодоходные отрасли. Именно умение финнов рисковать является первой причиной успеха компании.
Во-вторых, Nokia — это первая финская компания, которая взяла курс на полную цепочку самообеспечения: внутри компании было налажено производство всех комплектующих, а также сборка аппаратов; здесь же занимались исследованиями и внедрением новых технологий; специалисты Nokia сами отвечали за продажи и маркетинг, не отдавая ничего другим производителям.
В-третьих, несмотря на то, что большинство продаваемых телефонов в 90-е годы реализовывались под брендом операторов сотовой связи, Nokia взяла курс на продвижение собственной торговой марки. В свое время бренд Nokia занимал 11-е место по величине в мире и находился между Marlboro и Mercedes Benz.
В-четвертых, финская компания всегда была технологическим лидером отрасли. Именно здесь были придуманы все наиболее совершенные технологии передачи данных и программные интерфейсы.
В-пятых, в Nokia всегда уделяли большое внимание дизайну продукции. В 60-х, когда главным бизнесом компании были резиновые сапоги, только здесь их выпускали в ярких цветах, тогда как у всех остальных производителей были только черные сапоги и галоши.
1992-й год – первый портативный телефон Nokia 101, работающий в сети стандарта GSM.
До 2007 года дела у компании Nokia шли настолько хорошо, что она даже попала на обложку журнала Forbes. На обложке было написано: «Один миллиард клиентов — сможет ли кто-нибудь угнаться за королем сотовых телефонов?»
Дела у компании пошли очень плохо, и с каждым годом ситуация еще больше ухудшалась. В 2011 году финский гигант сообщил о сокращении штата на 7 тыс. человек, что составило 12% от общего числа сотрудников.
Глава корпорации Стивен Элоп признал: «Мы совершили целую серию ложных шагов. Мы не обеспечили быстрое внедрение инноваций. Мы не смогли наладить сотрудничество внутри компании. Nokia, наша платформа, объята огнем».
В 2011 году Nokia потеряла статус крупнейшего в мире производителя смартфонов – ее место заняла Apple.
Причин провала компании было несколько. Во-первых, Nokia проиграла рынок операционных систем – причем не столько дорогому и ультрамодному iPhone, сколько дешевым аппаратам на Android, которые особенно массово стали появляться на рынке в 2010-11 годах. Во-вторых, финский гигант проиграл конкурентам гонку на рынке полимеров. Первые сенсорные экраны Nokia на тачфонах 5800 были отвратительны и не могли сравниться по «тактильным» ощущениям от работы экрана с iPhone. В-третьих, Nokia проиграла битву экосистем, так как слишком поздно решилась на запуск интернет-магазина OVi, который должен был стать конкурентом iTunes.
В апреле 2011 года Nokia заключила договор о сотрудничестве с Microsoft, сделав ставку на новую операционную систему Windows Phone 7. Среди ее положительных качеств эксперты выделяли быстродействие и широкие возможности, однако в смартфонах под управлением этой операционной системы не было ничего, чего бы не умели iPhone или Android-смартфоны, поэтому прорыв не состоялся.
Главу корпорации Стивена Элопа обвинили в том, что он был «троянским конем» и намеренно снизил стоимость Nokia для последующей покупки компанией Microsoft. 3 сентября 2013 года Microsoft анонсировала покупку мобильного подразделения Nokia за 5,4 млрд евро, а Элопа назначили вице-президентом Microsoft.
Несмотря на все попытки, Microsoft также не удалось изменить ситуацию, так как смартфоны под управлением операционной системы Windows так и не смогли создать достойную конкуренцию устройствам на Android и iOS.
История компании Nokia является ярким примером того, как тонка нить между успехом и провалом. Чтобы удержаться на пьедестале, лидеры должны постоянно работать над собой, совершенствоваться, внедрять инновации и не бояться рисковать. Сегодня место Nokia заняли компании Apple и Samsung, однако останутся ли они лидерами рынка смартфонов? Или их потеснят другие компании? Жизнь — непредсказуема, и все будет зависеть лишь от того, смогут ли сегодняшние лидеры адаптироваться под современные реалии.
Выбор между двумя крутыми флагманами — это сложный компромисс, однако дело, как всегда, в деталях. Смартфоны Pixel известны передовыми камерами,…
Вот наконец-то нашёлся свободный вечер, вы удобно расположились на диване и готовы отдохнуть, но потом часами листаете ленты киносервисов и…
Выпрямитель для волос позволяет ежедневно создавать безупречную укладку. Со множеством моделей, оснащенных различными функциями, иногда сложно определиться. В нашем обзоре…
Группа компаний «Алло» открыла первый в Украине официальный шоурум бренда бытовой техники Roborock. По данным международной исследовательско-консалтинговой компании IDC за…
Выбрать лучший игровой ноутбук в 2025 году — задача не из простых. Рынок заполнен десятками моделей, отличающихся по процессорам, видеокартам,…
Для современных пользователей беспроводные наушники стали незаменимым аксессуаром, поэтому рынок предлагает огромный выбор моделей для широкого круга пользователей. Они отличаются…