Наш интерес к электрокарам стабилен. В первом квартале 2018 года в Украине рост импорта электрокаров составил 217%. Украина вошла в первую десятку стран во всемирном рейтинге развития электромобилей. Мы уже разобрались в причинах рекордного спроса на электромобили, а также в том, как они устроены и к чему стоит быть готовым, приобретая электрокар, в том числе и с пробегом. А именно такие модели у нас наиболее популярны.
Сегодня резюмируем информацию, обобщив моменты, мешающие популяризации электромобилей в нашей стране, а также плюсы и минусы этого «чистого» транспорта. Ну и об интересных новинках и технологиях расскажем, в частности тех, что ожидаются на мотор-шоу в Пекине (уже 25 апреля) и что уже были представлены на Нью-Йоркском и Женевском автосалоне – 2018. И хорошая новость будет. Это мы о возможности взять электрокар напрокат.
Купить нельзя копить: все, что вы хотели знать об электромобилях. Часть 1
Содержание
- Энергия для «чистых» авто
- Полезные опции
- Лучшее – враг хорошего
- В основе всего – экономика
- Резюме. Плюсы и минусы электрокаров
- Geneva International Motor Show – 2018 и другие новости высокой автомобильной моды
- На службе народа
- 3D-технологии и электромобили
- Электрокар напрокат. Уже в Киеве!
Рекомендуем:
Энергия для «чистых» авто
Даже далекие от энергетической сферы люди знают, что любой товар (а электрическая энергия тоже является товаром) имеет свою себестоимость. Для генерации электроэнергии любым способом (гидроэнергетика, ядерная энергетика, тепловая электроэнергетика, солнечная или ветровая) и сбыта нужны станции, передающие линии, персонал и прочие составляющие производства. И это производство априори не может быть дешевым.
Так почему же энергия для авто с электродвигателем сегодня на станциях зарядки ничего не стоит потребителю? Все дело в правильной стратегии государства. Главная цель – сократить объемы вредных выбросов в атмосферу, в том числе и за счет продуктов сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания. Решаются экологические проблемы, а люди дышат чистым воздухом. Учитывая стоимость электромобилей и некоторые технические недостатки (короткая дистанция на одной зарядке), стимулировать сделать свой выбор в пользу электромобиля можно только одним способом – экономическим. Поэтому государство в переходный период предоставляет привлекательный бонус в виде бесплатной зарядки. И целью является популяризация этого транспорта.
В дальнейшем, когда эксплуатационные характеристики электромобилей улучшатся, а инфраструктура для их зарядки и обслуживания станет развитой, необходимость в дополнительных стимулах отпадет.
К слову, в начале апреля одна из сетей АЗС сделала зарядку электрокаров платной. Не намек ли это на то, что теперь все только «за деньги», мол, романтика закончилась.
На сегодняшний день основными «камнями преткновения» для популяризации автомобилей с электродвигателями бюджетного класса являются:
- короткие дистанции, которые авто может преодолеть на одной зарядке
- длительность процесса зарядки
- отсутствие разветвленной сети зарядочных станций в городах и вне их
Вспомним дальность пробега на одной зарядке одного из самых распространенных в Украине электромобилей – Nissan Leaf. Она составляет 120–180 км. Зимой, когда часть энергии расходуется на обогрев салона, показатель сокращается почти вдвое – до 80–90 км.
Кстати, на днях в Сети появилась информация о том, что аккумуляторы электрокаров Tesla теряют емкость не так быстро, как у Nissan Leaf. Если верить данным, предоставленным сообществом владельцев электрокаров Tesla, участников форума Tesla Motors Club, собирающим данные о транспортных средствах Tesla и обновляющим их в общедоступной базе данных в Google Docs, куда заносятся сведения об авто и состоянии их аккумуляторов, батареи Tesla после 257,5 тыс. км пробега сохраняют более 90 % своей мощности. А у Nissan Leaf после 161 тыс. км пробега остается 66 % номинальной емкости.
Согласно последним сведениям, батарея Nissan Leaf емкостью 24 кВт•ч спустя пять лет теряет 20%, а емкостью 30 кВт•ч деградирует еще быстрее.
И если проблему обогрева салона можно решить путем оборудования автомобиля автономным обогревателем (например, Webasto или Eberspacher, стоимость которых варьируется в пределах 10–21 тыс. грн), то решить вопрос зарядки авто за пределами города автомобилист не в состоянии. Это – прерогатива государства, формирующего политику инноваций, и специализированных компаний, реализующих их.
В Швеции, например, построили заряжающую электромобили дорогу. И это первая в мире электрифицированная дорога, которая, на ходу заряжает аккумуляторы проезжающих по ней автомобилей.
А в Китае – в городе Цзинан – в конце прошлого года появился участок дороги из панелей солнечных батарей. По словам разработчиков, та тоже может заряжать электрокары прямо в движении.
У нас такой, к сожалению, нет (как и просто нормальных дорог). И электрокар Kugel с солнечной батареей на крыше от украинского разработчика Андрея Джазовского, создателя суперкара Hymera, наверняка будет популярен.
Солнечная батарея на крыше Kugel обеспечит питание для фар и климатической системы. Сообщается, что на одной зарядке этот городской электрокар сможет проехать от 180 до 220 км, а полностью восстановить заряд аккумулятора – за 20 минут.
Уже через два месяца авто обещают запустить в серийное производство. Купить его можно будет за 9 500 евро.
Кстати, в Австралии осенью прошли очередные гонки электромобилей на солнечных батареях – World Solar Challenge.
Следующим весомым «минусом» электромобилей является длительное время «заправки» батареи энергией.
Крупнейшая аудиторская компания KPMG из Нидерландов обнародовала результаты проведенного социологического исследования. Его предметом было изучение перспектив развития индивидуального электротранспорта в ближайшие годы. 60% респондентов полагают, что главным тормозом в распространении электромобилей выступает не столько небольшой запас хода, как длительность зарядки. Мол, люди не готовы тратить несколько часов или даже сутки на то, чтобы дождаться полной зарядки батареи. И это обстоятельство выступает препятствием на пути массового распространения электрокаров.
Если говорить об инфраструктуре электрозаправок в Украине, на сегодняшний день в стране есть несколько крупных сетей, активно наращивающих свое присутствие в местах скопления электрокаров.
Крупный игрок – ДТЭК с целью создания сети публичных скоростных электрозарядок. На первом этапе нового проекта должны установить десять быстрых зарядок в городе Киев, в перспективе – построить сеть мощных зарядных станций. Это должно стимулировать к покупке электрокаров тех, кто сдерживается только потому, что не хочет стоять часами на электрозаправках в ожидании, пока аккумулятор зарядится.
По мнению руководителя проектного офиса по развитию инфраструктуры ДТЭК Игоря Ковалева: «Развитие зарядной инфраструктуры – главный фактор, сдерживающий электромобилизацию Украины». И с ним сложно не согласиться.
Впрочем, статистика говорит о том, что 80% владельцев электрокаров, у которых есть частный дом и доступ к розетке, заряжаются ночью от домашней сети, в то время как обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания простаивают. «80% тех, кто обзавелся электромобилем, заряжаются ночью дома или в гараже. Или на паркинге. Есть фотографии, где люди со своего этажа обычную розетку спускают. Так тоже можно заряжаться, но все ждут улучшенной инфраструктуры», – делится подробностями Игорь Ковалев в интервью HEvCars.
Очевидно, что производителям следует искать новые технологические решения, способные справиться с проблемой длительного процесса зарядки. И некоторые идеи, что называются, витают в воздухе. Одна из них – водородно-кислородные топливные элементы (ячейки), в основу работы которых положен электрохимический процесс.
Прогресс не стоит на месте. И очевидно, что совсем скоро будет найден способ увеличить запас хода электромобилей, свести до разумных пределов время зарядки батареи, обустроить каждую заправку или парковочную площадку специальным оборудованием для быстрой зарядки «чистого» автомобиля.
И тогда автомобили с электротяговой станут еще более популярными, что благоприятно отразится на состоянии авторынка и, конечно, на экологии страны. А это очень важно для жителей крупных промышленных городов.
Полезные опции
Особенность нашего времени – скорость, с которой новые технологии входят в жизнь современных homo sapiens и становятся привычными. Электрические стеклоподъемники, зеркала с возможностью дистанционной регулировки положения, сиденья с «памятью», климат-контроль, сенсорные навигаторы. Эти и другие функциональные возможности уже не вызывают удивления. А ведь еще каких-то десять лет назад такой «начинкой» могли похвастаться только автомобили премиум-класса.
Сегодня автопроизводители выходят на новый уровень оснащения техники, предлагая казавшиеся ранее фантастическими возможности. Компанией «Тесла», а вслед за ней и другими производителями, начат выпуск авто с автопилотом.
Его основные функции: помощь при парковке (машина самостоятельно находит свободное парковочное место и заезжает на него или выезжает), функция экстренного торможения (при выезде с парковки задним ходом, на магистрали – при обнаружении стоящего или резко замедлившего ход транспорта), сигнал тревоги при опасном выезде на встречную полосу.
В жизнь водителя активно входит Интернет: автомобили оборудуются беспроводной системой интернет-связи, которая позволяет использовать в поездке актуальные дорожные карты, обновлять программное обеспечение, контролировать технические характеристики автомобиля, а в случае возникновения аварийных или спорных ситуаций – воспользоваться сохраненными данными.
Эти опции адресованы как автомобилистам, так и производителям. Современная связь позволяет моментально отследить местонахождение автомобиля в случае угона и – при необходимости – заблокировать его работу. Производители авто получили возможность осуществлять контроль за соблюдением рекомендованных условий их эксплуатации и периодичностью сервисного осмотра. В стадии разработки находится ряд возможностей, оценить которые нам предстоит в ближайшем будущем.

Кредо всех автопроизводителей – максимальная безопасность участников дорожного движения. На достижение этой цели тратятся огромные средства, разрабатываются новые технологии, позволяющие предотвратить страшные последствия аварий для здоровья и жизни человека, проводятся тестовые испытания.
Водитель постсоветского пространства быстро привык к скоростным автомобилям из Европы и Америки, но не спешит расставаться с «совковыми» привычками. Среди них – и легкомысленное отношение к вопросам безопасности, неуважение к законам и правилам. Типичные «уловки» нашего человека: изменить данные электронного спидометра («отмотать» пробег); превысить лимит пробега в период гарантийного срока, а потом за умеренную плату – продлить гарантию; использовать классический городской автомобиль в условиях бездорожья. Перечень можно продолжать бесконечно долго. И такая «предприимчивость» приводит к снижению уровня безопасности транспортного средства, а порою и к неблагоприятным последствиям в виде ущерба для автомобиля или – что страшнее – для здоровья человека.
Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения – это дело государства. А усиление контроля за правильной эксплуатацией – своевременная тактика автопроизводителей, использующих инновационные технологии, о которых говорилось ранее. Хочется верить, что цель, к которой активно стремится весь цивилизованный мир, то есть «нулевая» смертность на дорогах к 2050 году, будет достигнута.
Лучшее – враг хорошего
В первой части мы провели аналогию между электрокарами и смартфонами, технологичность которых меняется настолько быстро, что пользователи просто не успевают израсходовать весь ресурс гаджета, меняя его на новый по причине морального устаревания трубки. Все хотят быть в тренде, наслаждаться полезными функциями уже сегодня, не дожидаясь полного износа имеющегося гаджета. В ближайшем будущем так будут поступать и с электромобилями.
- Что уже может сделать искусственный интеллект в смартфонах
- Как работает искусственный интеллект в смартфонах
- Huawei анонсировала выпуск смартфона с поддержкой 5G
- ТОП-10 смартфонов с лучшими камерами по версии DxOMark
Итак, когда мы будем заинтересованы поменять свой автомобиль на более современный (при наличии финансовой возможности, конечно):
- когда в новых автомобилях с электрической тягой существенно увеличится запас хода
- когда их зарядка станет более доступной (территориально) и быстрой (технологически)
- когда станет доступной быстрая бесплатная зарядка аккумулятора на специализированных станциях
- когда станет повсеместной практика замены разряженной батареи на «полную»
- когда интеллектуальное «наполнение» старого автомобиля перестанет отвечать требованиям безопасности и комфорта, которые предъявляет водитель
- когда автолюбитель поймет, что двигатель внутреннего сгорания – вчерашний день
- когда проблема экологии станет для человека не менее значимой, чем экономическая выгода
На развитие рынка электромобилей влияют и другие процессы, но неизбежно одно: так называемая эра «Теслы» наступает, и ее триумфального шествия не остановить.Электрокар Tesla Roadster уже даже побывал в космосе. В феврале этого года компания Илона Маска SpaceX запустила в небо ракету Falcon Heavy с электрокаром на борту. И теперь вишневому Tesla Roadster присвоен статус «космического корабля».
- С точки зрения науки: самые громкие научные открытия
- Каким будет наше будущее: прогнозы футурологов и научные открытия
В основе всего – экономика
В мире неуклонно растает спрос на «зеленые» автомобили. Опрос голландской компании KPMG показал, что 80% аудитории в Европе своим следующим автомобилем видят электрокар или гибридный автомобиль. Эксперты подсчитали, что в ближайшие десять лет доля «электричек» на мировом автомобильном рынке составит 15%, а к 2030 году достигнет отметки в 40%.
Если верить прогнозам агентства Bloomberg, стоимость электромобилей будет ежегодно снижаться. К 2025 году они станут дешевле бензиновых моделей. Такой результат предполагается достичь, прежде всего, за счет кардинального снижения стоимости аккумуляторных батарей. Сегодня их стоимость составляет львиную долю цены автомобиля.
Учитывая тот факт, что электрокары значительно дороже авто с двигателем внутреннего сгорания, развитые страны грамотно мотивируют своих граждан к их покупке. Так, в Китае компенсируется 35% стоимости авто, в США – 25 %. В странах Западной Европы (Португалия, Испания, Франция, Ирландия) покупатель получает государственную субсидию в размере 5–7 тыс. евро. В Великобритании и Германии прямые субсидии не предусмотрены, но владелец «чистого» автомобиля на определенный период (до 5 лет) освобождается от уплаты транспортного налога. Мы нашли сведения, что в совокупности в мире на развитие электромобилей за период 2008–2015 годов израсходовано 14,3 млрд долларов.
Украина также разрабатывает механизмы популяризации этого вида транспорта. О некоторых мы писали в в прошлый раз (отмена НДС, акциза). В марте этого года в парламент внесены еще два законопроекта о внесении изменений в налоговое законодательство, принятие которых будет содействовать электромобилизации нашей страны. Например, предлагается отменить плату в Пенсионный фонд, составляющую 3–5% от стоимости авто.
Украине пока не под силу масштабные инвестиции в отрасль, сопоставимые с западными партнерами. Есть сведения, что в развитие зарядной инфраструктуры в мире до 2025 года планируют инвестировать более 400 млрд долларов. Это 20 млн зарядных станций по миру! Для Украины эта цифра, необходимая для соответствия стандартам UBS, составляет 2 млрд долларов. Но о таких финансовых вливаниях в зарядную инфраструктуру в Украине заявлений пока не было. Причем «пока» здесь – ключевой момент. Национальная экономика имеет серьезный потенциал, который сможет раскрыться при наличии благоприятных условий на рынке. В сочетании с грамотной стратегией государства она обязательно даст положительную динамику и покажет ощутимый рост количества электрокаров в гораздо более сжатые сроки, чем кажется сегодня.
Резюме. Плюсы и минусы электрокаров
Итак, пересесть на электромобиль – идея вполне оправданная. Таким образом можно здорово экономить на топливе. И окружающую среду загрязнять не будете.
Среди плюсов электромобилей не только экологичность и бесшумность, но и экономия на ТО (например, не нужно регулярно менять топливный, масляный и воздушные фильтры).
Но могут возникнуть задержки с поставкой запчастей. На замену аккумулятора понадобится не менее 5 000 долларов. Выбирая авто с модульной конструкцией, издержки можно минимизировать: придется менять только элемент питания, который вышел из строя.
Кроме того, сегодня в Украине слабо развита система заправочных станций. И именно по этой причине позиционирование электромобилей у нас ограничивается городским автотранспортом. Иначе говоря, электрокары фактически «заперты» в городе, и без достаточно большого количества коммерческих ЗС они не станут полноценным средством передвижения. К тому же запас хода популярных моделей относительно небольшой – 120–200 км. А в холодную погоду и того меньше.
Минусом является и приличное время зарядки. На заливку полного бака бензинового авто уйдет 5–10 минут, а время зарядки аккумулятора электрокара часто достигает 10–15 часов. Быстрая зарядка наполнит батарею энергией минимум за полчаса.
При скромном бюджете выбирают недорогие электрокары. Если планируются поездки на дальние расстояния – лучшие модели по запасу хода. В этом случае смотрят рейтинги электромобилей по запасу хода на одной зарядке. И если нужен хороший электрокар с оптимальным соотношением цены, качества и характеристик, тоже обращают внимание на ТОП’ы лучших электромобилей авторитетных источников.
Geneva International Motor Show – 2018 и другие новости высокой автомобильной моды
Международный автосалон Geneva International Motor Show, который в 88-й раз прошел в Женеве, основной темой выставки сделал электромобили и гибридные авто. Как обычно, новыми технологиями оснащены дорогие автомобили премиум-класса. Но известно, что со временем все новшества становятся общедоступными. Стоит только немного подождать.
С учетом тенденции к переходу на электродвигатели основные игроки мирового автопрома акцентировали внимание на своих «зеленых» авто. Они порадовали гостей мероприятия стоящими новинками.
Стенд компании KIA представил такие модели, как универсал Optima SW, хэтчбек Soul и кроссовер Niro.
Mercedes-Benz привез в Женеву гибридные подзаряжаемые модификации, среди которых несколько моделей С-, Е- , S-класса со звездой у зарядных станций. Ожидается появление на рынке полностью электрического бренда EQ.
Британская компания Bentley, оставаясь верной традициям и приверженности комфорту и роскоши, представила подзаряжаемый гибридный внедорожник Bentayga.
Немцы из BMW AG показали в Женеве BMW M8 Concept, предвосхищающий дебют серийных BMW M8 Coupe и BMW M8 Convertible.
А голландская компания PAL-V на Женевском автосалоне представила первый в мире летающий автомобиль (прям как в фильмах!), производство которого поставят на конвейер. Новинка получила название Liberty Pioneer Edition. Внешне она похожа на компактный вертолет со складывающимся пропеллером. Вместительность – два пассажира. Сообщается, что полного бака Liberty Pioneer Edition хватит для того, чтобы один пассажир смог преодолеть 500 км, а если пассажиров будет двое – около 300 км.
Надо сказать, летающие автомобили – это весьма перспективное направление. Япония поддерживает их производство на законодательном уровне, планируя решить таким образом проблему пробок в перенаселенных городах.
Автономное воздушное такси готовится к финальным испытаниям
Кроме того, аэромобили планирует выпускать Porsche. Не так давно компания сообщила о развитии проекта по запуску летающих такси на автопилоте.
Что касается стенда Porsche в Женеве, там были преимущественно гибридные авто. Но фишкой сезона стал электрокар Porsche Mission E Cross Turismo с его впечатляющими техническими возможностями: способностью развивать мощность 440 кВт (600 лошадиных сил) и запасом хода в 500 км на одной зарядке.
А электрическая новинка Jaguar I-Pace способна проехать без подзарядки около 480 км.
Вообще, как уже было сказано, запас хода – основная «головная боль» электрокаров, с которой все более успешно борются производители. Так, еще один автомобиль с электродвигателем стал «дальнобойщиком». Речь идет о лимузине I.D. Vizzion от Volkswagen, который имеет силовую установку мощностью 225 кВт и батарею на 111 кВт•ч, что позволяет ему преодолевать расстояние 665 км без подзарядки.
Популярность электромобилей распространилась на модели, играющие роль общественного транспорта. Мы имеем в виду, например, электрокар Renault – EZ-Go – беспилотный автомобиль для эксплуатации в городских условиях, своеобразный микроавтобус будущего (а в Украине создали первый беспилотный Lanos). Кстати, стало известно, что в Калифорнии на днях решили впервые испытать электрокар без водителя на дорогах общего пользования.
Женевский автосалон порадовал концептуальным прототипом электрического седана Venere от молодой шанхайской компании LVCHI.
Облик «Венеры» разработан специалистами итальянской инжиниринговой и дизайнерской компании I.DE.A. Institute, которая работает в Турине с 1978 года. Там же авто и будут выпускать, начиная с 2019 года.
Емкость тяговой батареи составляет 100 кВт•ч, чего хватает на 652 км пробега в цикле NEDC. Интересная деталь: передние и задние двери авто раскрываются в разные стороны.
Новинка Hyundai – компактный электрический внедорожник Kona Electric с двумя опциями батарей.
Говорят, в Украине появится к концу этого года.
Производство Kona Electric обещают наладить на южнокорейском заводе Hyundai этой весной.
А не так давно компания похвасталась тем, что достигла 100-тысячного рубежа продаж авто «электрического» семейства IONIQ: IONIQ Hybrid, IONIQ Electric и IONIQ Plug-In.
Компактный электрокар появится и у BMW – хэтчбек BMW i1. По предварительным данным, он будет построен на той же платформе, что и Mini Cooper Electric.
А Nissan привезет на Auto China – 2018, 15-й Международный автосалон в Пекине, который пройдет с 25 апреля по 4 мая, сразу три электрокара.
Тогда как дизайнерский дом Pininfarina на автосалоне в Пекине представит пару новых концепт-каров, разработанных в сотрудничестве с Hybrid Kinetic Group. Один из них – электрический седан H500.
Buick в Пекине покажет кроссовер Enspire, оснащенный электрической силовой установкой eMotion с отдачей 557 лошадиных сил. Сообщается, что он сможет преодолеть без подзарядки 600 км.

Также 25 апреля на Пекинском мотор-шоу покажут китайский электрокар Yudo π7 с автопилотом третьего уровня.

На службе народа
Электромобили сегодня начинают использовать для нужд армии. Например – в Штатах. Там всерьез рассматривается возможность принятия на вооружение электрокара Reckless UTV стоимостью 85 тысяч долларов. Он разработан компанией Nikola. Модель, будучи военной версией электрокара Nikola Zero, имеет два электромотора, запас хода в 240 км и разгоняется за три секунды до 100 км/ч.
А австрийский стартап Kreisel Electric вместе с Rosenbauer и Linz AG показал пожарный автомобиль с электрической силовой установкой.
По мнению генерального директора компании Kreisel Electric Маркуса Крейзель: «Пожарные машины являются идеальной областью применения для электропривода: во многих случаях они должны преодолевать лишь небольшие расстояния, а заряжать их можно между использованием. Это касается как крупных городов, так и небольших населенных пунктов, а также, например, аэропортов».
А индийская компания Ola Cabs сообщила о своем намерении выпустить в ближайший год 10 000 электрических трехколесных мопедов, электрорикш. Так что еще и общественный транспорт модернизируется.
3D-технологии и электромобили
А еще сегодня научились печатать электромобили на 3D-принтере. Как и еду, игрушки, жилые дома, лекарства, даже человеческие органы.
- В Дубае возведут небоскреб, распечатанный на 3D-принтере
- 3D-печать из металлов
- Стартап недели от АЛЛО. OLO – первый 3D-принтер на базе смартфона
- Стартап недели от АЛЛО: SparkMaker – самый доступный настольный 3D-принтер
- Стартап недели от АЛЛО: NexD1 – 3D-принтер, который может печатать готовые электронные устройства
Создать с помощью 3D-технологии функционирующий автомобиль – двухместный городской мини-электрокар LSEV – получилось у итальянских и китайских разработчиков. В нем 57 деталей общим весом 450 кг. Сообщается, что на печать ушло три дня. Правда, до сих пор не научились печатать стекла, сиденья, шасси, электронику, мотор и трансмиссию. Они устанавливаются отдельно.
Известно, что максимальная скорость напечатанного электрокара не превышает 70 км/ч, а одного заряда батареи хватает на 150 километров.
В 2019 году ожидается серийное производство. Ориентировочная стоимость LSEV составляет 7 500 долларов. И на авто уже есть предзаказ в 7 000 единиц.
Электрокар напрокат. Уже в Киеве!
Поскольку цены на электрокары кусаются и точек по обслуживанию и электрозаправке в Украине на сегодняшний день не так много, как нужно и того хотелось бы, а это главные камни преткновения на пути популяризации данного вида транспорта, мэрия Киева приняла решение запустить инвестиционный конкурс по созданию туристической сети проката электрокаров.
В ближайшее время в столице будет оборудовано 15 точек проката для тех, кто по каким-либо причинам электрокар не имеет, но очень хочет проехаться на нем с ветерком.
Инфографика и статистика маркетингового агентства IRS Group, Oxygen Group, Fansite, InfoCar.ua, AUTO-Consulting, AUTO.RIA, ElectroCars, «Рено Украина», HEvCars, Bloomberg.