Обзоры и сравнения Статьи Транспорт

Купить нельзя копить: все, что вы хотели знать об электромобилях. Часть 1

Электромобили – экологичный транспорт. В Украине к 2028 году их долю планируют довести до 25%. И все к этому идет: продажи электрокаров ежегодно растут, в том числе и в нашей стране. Предлагаем разобраться в причинах такого спроса, а также сдерживающих факторах покупки «чистого» авто.

Иначе говоря, к чему следует быть готовым, покупая электромобиль (а вы уже сами решите, где в предложении «купить нельзя копить» поставить запятую). Ну и о свеженьких новинках и технологиях не позабудем. Это всегда интересно!

Развитие рынка электромобилей в нашей стране идет бурными темпами. Украина по этому показателю вошла в первую десятку стран. И это называют «украинским электромобильным чудом»

Содержание

  1. Рекордный рост продаж электрокаров в Украине
  2. Кто в Украине уедет дальше всех
  3. Электроника и механика электромобилей, ресурс и другие аспекты эксплуатации
  4. Дизайн – дело вкуса
  5. За электромобилями – будущее. Приятные бонусы покупателям электрокаров и впечатления

Рекомендуем:

Рекордный рост продаж электрокаров в Украине

Эра углеводородов заканчивается. Популярная в последние годы фраза, похоже, начинает обретать реальность. Несмотря на экономические проблемы, Украина существенно продвинулась в мировом рейтинге стран-потребителей электромобилей. Сегодня мы входим в первую десятку стран по активному развитию рынка электрокаров.

Только за первые три месяца этого года число зарегистрированных электрокаров в Украине выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это подтверждают статистические данные сервисных центров МВД Украины – государственного органа регистрации автомобильного транспорта. Так, в январе-феврале 2017 года на учет был поставлен 401 электромобиль, за этот же период текущего года – 801. По состоянию на конец марта количество транспортных средств на электрическом двигателе, легально курсирующих дорогами Украины и принадлежащих гражданам нашей страны, составило 6 558. И эта цифра, вне всяких сомнений, к концу года значительно вырастет.

Инфографика и статистика маркетингового агентства IRS Group

Сравните, например, с данными за 2016 год от Oxygen Group – компании, занимающейся продажей и обслуживанием электромобилей и зарядных станций для них.

Итоги 2016 года. В Украине рынок электромобилей стремительно растет

Причин такого всплеска интереса к электрокарам несколько. Одна из них – долгожданные изменения в налоговом и таможенном законодательстве. Речь идет об освобождении от уплаты НДС и акцизного сбора операций по ввозу на территорию Украины транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями. Они вступили в силу 1 января 2018 года. Первоначально был установлен срок налоговых льгот 5 лет. Однако после внесения поправки его сократили до года, то есть до 1 января 2019 года. Впрочем, при принятии «бюджетных» законов на следующий год он может быть продлен.

«С 1 января 2018 года отменен акциз и НДС на ввоз электрокаров. Благодаря этому рост импорта электромобилей в первом квартале 2018 года составил 217%», – сообщается на сайте Министерства инфраструктуры Украины

С учетом более ранних законодательных инициатив, а два года назад была полностью отменена ввозная пошлина на электромобили, можно утверждать, что государство создает благоприятные условия для развития рынка электромобилей.

Если от слов перейти к цифрам, то снижение налоговой нагрузки выглядит так: НДС (20% стоимости), фиксированная акцизная ставка (€109). Настолько электрокары стали дешевле для украинского потребителя с 1 января 2018 года. В случае самостоятельного ввоза авто в Украину, на плечи владельца лягут привычные расходы: транспортировка, сертификация, услуги таможенного брокера, обязательный платеж в Пенсионный фонд (3–5 %, в зависимости от цены авто), оформление технического паспорта и номерного знака.

По данным МВД Украины, статистика «возрастных» предпочтений украинцев в отношении электромобилей такова: по-прежнему остаются популярными автомобили 3-х лет (17 %), 4-летние (32 %) и 5-летние (36%). Связано это, прежде всего, с более низкой – по сравнению с новыми – ценой.

И данные автобазара AUTO.RIA говорят о том, что сегодня электрокары с пробегом интересуют украинцев намного больше, чем новые электрокары и гибриды. Лидер продаж с большим отрывом по итогам первого квартала 2018 года – Nissan Leaf. За три месяца этого года на AUTO.RIA было приобретено 436 автомобилей этой модели. Это почти половина от всех проданных электрокаров и гибридов с пробегом. Заметим, что годом ранее за аналогичный период на AUTO.RIA купили 265 Nissan Leaf.

Цена авто с пробегом сегодня стартует от $10 000, нового – от $27 500. Кстати, в планы Nissan входит продажа миллиона электромобилей к 2020 году.

Интересно, что самой популярной электрифицированной моделью в Штатах, по итогам первого квартала 2018 года, стал новый седан Tesla Model 3.

На днях стало известно, что Tesla временно приостанавливает работу завода во Фримонте (Калифорния) – того самого, который почти полностью автоматизировали, отдав большую часть работ роботам. И за последние несколько месяцев это уже вторая пауза.

Если говорить о регионах-лидерах по числу зарегистрированных авто с электродвигателем, сводка МВД Украины утверждает, что ими являются:

  • г. Киев и Киевская область (2033)
  • Одесская область (1111)
  • Харьковская (956)
  • Днепропетровская (522)
  • Львовская (373)

Первенство этих областей объясняется близостью к границам стран ЕС (Львовская область), удобным морским сообщением (Одесская область), а также более высоким уровнем развития соответствующей инфраструктуры в указанных регионах.

Что касается популярности марок электрокаров, ситуация на внутреннем рынке следующая. Пальма первенства по-прежнему принадлежит Nissan Leaf. Доля авто составляет 78% от общего количества зарегистрированных электромобилей. По 3% имеют Ford Focus Electric, Tesla Model S, BMW i3.

По типу кузова популярные среди украинцев электромобили относятся к таким:

  • хетчбэки класса С – Nissan Leaf и Ford Focus Electric
  • лифтбек представительского класса F – Tesla Model S
  • хетчбэк класса B – BMW i3

«Разношерстность» моделей, по мнению экспертов, объясняется отсутствием конкурентной среды на украинском рынке. Мы еще не имеем широкого выбора и вынуждены ориентироваться на стоимость и легкость процесса выбора/покупки/регистрации авто. Как только рынок подаст четкий сигнал о росте востребованности, производители моделей одного класса будут вынуждены бороться за покупателя, используя для этого все известные инструменты, как то: дизайн, технические характеристики, оснащение и маркетинговые приемы.

Сегодня Китай интенсивно наращивает производственные мощности для выпуска автомобилей будущего. По итогам 2017 года Поднебесная стала лидером, выпустив с конвейера 794 тыс. единиц автомобильной техники с электродвигателем. Значительная ее часть – 777 тыс. – успешно продана. В число ведущих автомобильных компаний Китая вошла Geely.

А на днях Китай представил бюджетный электрокар Baojun E100, назвав его самым дешевым в мире ($5 300).

Baojun E100 – самый доступный электрокар в мире

В июне в Украине стартуют продажи недорогих китайских сверхкомпактных электрокаров Quick 2000, способных развивать максимальную скорость 45 км/ч и проезжать на одном заряде батареи 70 км.

Европейские компании тоже понимают неизбежность перехода на электромобили. Но особенности формирования себестоимости товаров, производимых в Европе (высокая оплата труда, соблюдение налоговых обязательств, требования экологов и так далее), усложняют задачу. Без государственной поддержки автопроизводителям не обойтись. Например, компания «Еврокар», выпускающая автомобили Skoda, настойчиво добивается государственных дотаций, желая занять достойное место на рынке. Кстати, стало известно, что с середины марта для украинского рынка «Еврокар» собирает кроссовер Skoda Karoq.

Украина не может претендовать на статус «законодателя мод», но реанимировать свой автопром нам под силу. Для этого нужна программа развития отрасли и привлечение масштабных инвестиций. Это поможет стать «европейским Китаем» и насытить внутренний и восточно-европейский рынки приличными электромобилями собственной сборки.

XXI век с его новейшими технологиями диктует свои правила. Рост количества авто с электрической силовой установкой неизбежен. Уже сейчас в Украине наблюдается развитие инфраструктуры электрических заправок.

В Украине действует около 600 станций, где заряжать электромобили можно бесплатно

По данным сайта electrocars.ua, сеть электрозаправок за 2016–2017 года выросла со 153 до 577. Эти данные соответствуют статистике «Рено Украина»: по состоянию на июль 2017 года в Украине функционировало без малого 600 станций зарядки. Крупнейшая украинская сеть «АвтоЭнтерпрайз» в марте 2018 года «разрослась» до 1417 зарядных станций, из них 161 – быстрой зарядки (стандарт CHAdeMO, 20–40 кВт). Но большинство станций – 1256 – обычные с портами SAE J1772 (10–30 кВт). И чтобы зарядить тот же популярный Nissan Leaf, придется выделить около четырех часов.

В конце марта официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в Украине сообщил о начале развития сети зарядных станций ABB’s Terra 53 CJ. А в апреле официальные дилерские центры Renault получили право на продажу и обслуживание электромобилей Renault Kangoo Z.E и Renault ZOE в Украине.

На днях технический центр Hyundai-Kia America (HATCI) вместе с компанией Mojo Mobility завершили совместный проект по созданию системы скоростной беспроводной зарядки электрокаров

Если верить словам руководителя проектного офиса по развитию инфраструктуры ДТЭК Игоря Ковалева, создание сети быстрых зарядных станций позволит сократить время зарядки электрокаров до 15 минут, а это уже сопоставимо с заправкой топливом.

Кто в Украине уедет дальше всех

На электромобиле далеко не уедешь. Без дозаправки. Иначе говоря, главный недостаток электрокаров по сравнению с традиционными автомобилями с ДВС – пробег на одной зарядке. И правильно, что автолюбителей в первую очередь интересует именно он. Дальность пробега на одной зарядке является конкурентным преимуществом отдельно взятых моделей.

Производители с громким именем декларируют внушительные для электромобилей расстояния:

  • Faradey Future – 700 км
  • Volkswagen ID – 600 км
  • Jaguar i-Pace – 500 км
  • Mercedes-Benz EQ – 500 км
  • Mitsubishi eX SUV – 400 км

Но мы знаем, что львиную долю эксплуатируемых в Украине электромобилей составляют 3–5-летние Nissan Leaf первого поколения. Бегают по нашим городам Ford Focus, Tesla Model S, BMW i3, Fiat 500e, Toyota RAV4 EV. Изредка встречаются Nissan e-NV200, VW e-Golf, Mercedes-Benz B-Class electric, Mitsubishi i-Miev, Kia Soul EV. Набирают популярность Chevrolet Volt, Opel Ampera, Renault ZOE. Напомним, что в Украине уже начались официальные продажи электромобилей Renault.

То, насколько продолжительность их однозарядного пробега отличается от мировых лидеров, удобнее рассматривать на основании заводских характеристик. Итак, своеобразный рейтинг дальности пробега выглядит следующим образом:

  • 400–500 км – Chevrolet Volt (Opel Ampera), Renault ZOE с новой батареей 41 кВт•ч
  • 250–300 км – BMW i3, Tesla Model S, Hyundai Ioniq
  • 180–200 км – Mercedes-Benz Electric Drive, VW e-Golf, Ford Focus electric
  • 120–180 км – Nissan e-NV200, Nissan Leaf , Toyota RAV4 EV, Kia Soul EV, Fiat 500e, Mitsubishi i-Miev
  • Менее 120 км – smart Electric drive

Запас хода, заявленный производителем, подразумевает километраж, который электрокар может проехать на одном заряде аккумулятора. Этот показатель при выборе модели является одним из определяющих: чем запас хода больше, тем больше причин ее купить.

Технические характеристики указанных выше моделей свидетельствуют о том, что даже самых скромных запасов энергии (120 км на одной зарядке) вполне достаточно для городских поездок в течение дня. Однако есть нюансы, о которых следует помнить.

Во-первых, автомобили, эксплуатируемые несколько лет, по сравнению с новыми, обладают меньшим запасом хода.

Во-вторых, в холодное время года он сокращается, причем существенно.

Критерием оценки транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, является время полной зарядки батареи.

В зависимости от источника, мощности, состояния аккумуляторной батареи процесс занимает от 30 минут до 20–40 часов. Например, зарядка в домашних условиях потребует 15–20 часов. Использование устройства ускоренной зарядки на специализированных станциях сокращает время до получаса.

Электроника и механика электромобилей, ресурс и другие аспекты эксплуатации

Автомобили, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, имеют множество механизмов с ограниченным ресурсом. В «зону постоянного внимания» попадают масляный и воздушный фильтры, свечи зажигания, клапаны, ремни, цепи газораспределительного механизма и другие комплектующие, требующие периодической замены.

У электромобилей данный «набор» отсутствует, поэтому традиционное сервисное обслуживание не требуется.

И срок службы тормозов у электромобиля вдвое дольше за счет рекуперативного торможения (энергия, вырабатываемая при торможении, возвращается в сеть и подзаряжает батарею).

Меньшая – в сравнении с бензиновым авто – масса электромотора снижает нагрузку на переднюю подвеску, что позитивно отражается на состоянии ходовой.

В общем, еще раз: электромобиль не требует стандартного для автомобиля на бензине ТО (один раз на 20 тысяч километров). Хватит регулярных профилактических осмотров.

Среди других плюсов электрокара: двигатель не нуждается в прогреве. За счет электронагревателя, схожего с феном для сушки волос, температура воздуха в салоне становится комфортной за считанные минуты.

Многие автомобилисты, начинающие свое знакомство с электрокарами, главные риски эксплуатации связывают с аккумуляторной батареей (АКБ). Есть мнение, что она, так сказать, «слабое звено» электромобиля. Это происходит из-за недостатка или искажения информации.

Итак, что собой представляет батарея электрокара. Это съемный модуль, чаще всего литий-ионный, цилиндрической, пакетной или призматической формы.

Аккумуляторная батарея Nissan Leaf

Стоимость батареи – значительная. В некоторых моделях она составляет половину цены автомобиля.

Батарея снимается. Процесс замены занимает до полутора часов. Дело в том, что замена батареи в авто – это не замена батареек в бытовых приборах. Она проводится только специалистами. В то же время диагностика состояния батареи не требует от владельца специальных знаний и навыков. Опытный водитель сразу увидит признаки износа и низкой продуктивности.

Аккумуляторная батарея-Chevrolet Bolt EV

Для современных батарей есть возможность апгрейда, то есть усовершенствования. Цель – добиться большей емкости АКБ.

Следует отметить, что высокая стоимость аккумулятора компенсируется низкой ценой зарядки. Она в разы меньше стоимости топлива, необходимого для преодоления того же расстояния. По словам Игоря Ковалева, руководителя проектного офиса по развитию инфраструктуры ДТЭК: «Полный заряд до 200–210 км обходится в 50–70 грн. В это же время эквивалент бензина на это расстояние составляет около 600 грн».

К тому же наблюдается устойчивая тенденция к снижению цены на АКБ. И очевидно, что неразрешимых проблем этот – ключевой – элемент электромобиля не создаст.

Нашу жизнь трудно представить без смартфона или ноутбука. Человек просто пользуется удобным гаджетом, не особо задумываясь о высоких технологиях, и меняет его чаще всего не из-за поломки, а потому что тот морально устарел. Но когда дело доходит до электромобиля, у неосведомленных людей возникает чуть ли не технофобия, мешающая адекватной оценке достоинств авто, искажающая вероятные трудности и подвергающая сомнению очевидные достижения в технологиях

Особенность электромобилей – сложность электрооборудования. Их устройство можно сравнить с «начинкой» нескольких соединенных в одно целое ноутбуков. Но ноутбук обычно не вызывает опасений, а электромобиль порою вводит автолюбителя чуть ли не в ступор. Конечно, трудно спорить с тем, что покупка автомобиля и ноутбука – несопоставимые по цене и степени ответственности приобретения. Но оспаривать тот факт, что электроника электрокара не менее надежна, чем электроника современного ноутбука, согласитесь, глупо.

Главное отличие электромобиля от привычных для нас авто – отсутствие двигателя внутреннего сгорания. Мотор электрокара – это два подшипника и редуктор, передающий мощность на ведущие колеса, которые помещены в специальный короб. Собственно говоря, это устойчивая к износу конструкция, способная работать десятки лет без серьезных поломок.

Ходовая часть авто с тяговым электродвигателем идентична ей в обычных автомобилях. Ее техническое состояние зависит не столько от модели, сколько от культуры вождения и качества дорожного покрытия, которое в Украине, к сожалению, оставляет желать лучшего. Отдельные элементы и запчасти подлежат ремонту.

Вывод очевиден: устройство электромобиля достаточно простое, он не требует серьезных вложений в сервисное и техническое обслуживание. И при условии соблюдения рекомендаций производителя такое авто будет катать вас долгие годы, не доставляя проблем.

Дизайн – дело вкуса

Ну а дизайн – дело вкуса. В апреле стало известно о создании чешским стартапом MW Motors ретроэлектромобиля Luka EV с четырьмя электродвигателями в колесах и приличным запасом хода в 300 км.

Цена модели стартует от €30 000.

MW Motors-Luka EV photo 4
MW Motors-Luka EV photo 7
MW Motors-Luka EV photo 2
MW Motors-Luka EV photo 5
MW Motors-Luka EV photo 6
MW Motors-Luka EV photo 8
MW Motors-Luka EV photo 10
MW Motors-Luka EV photo 3
MW Motors-Luka EV photo 9
MW Motors-Luka EV photo 12
MW Motors-Luka EV photo 14
MW Motors-Luka EV photo 15
MW Motors-Luka EV photo 13
MW Motors-Luka EV photo 11
Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image... Loading image...

LUKA EV Introduction 2018

В Нью-Йорке на мотор-шоу рассекретили еще один ретроэлектрокар – MINI Electric, вдохновленный классической моделью первого поколения.

В эти же дни на Нью-Йоркском автосалоне состоялся дебютный показ концепт-кара электрического купе Essentia.

Стреловидная кабина, длинный капот и крыша, расположенная на расстоянии полуметра от уровня земли, делают его похожим на Gran Turismo.

Genesis-первый электрический концепт Essentia фото 3
Genesis-первый электрический концепт Essentia фото 4
Genesis-первый электрический концепт Essentia фото 2
Loading image... Loading image... Loading image...

Появилась и электрическая версия Kia Niro, представленная на январской выставке CES-2018 (Лас-Вегас, Лос-Анджелес).

Электрокроссовер Niro EV

А в новом Kia Soul EV 2018 года увеличили запас хода со 150 до 179 км.

По-спортивному выглядит электрический гиперкар Tomahawk от канадского автопроизводителя Dubuc Motors. На этот год намечен серийный выпуск модели.

Среди ее особенностей: жидкостное охлаждение, регулируемая пневматическая подвеска с изменяемым дорожным просветом, панорамная крыша и ламбо-двери. Запас хода – 600 км.

За электромобилями – будущее. Приятные бонусы покупателям электрокаров и впечатления

За электромобилями – будущее. Это очевидно по многим причинам: отсутствие вредных выбросов в атмосферу, использование «чистой» восполняемой энергии, независимость от колебаний цены на топливо на внутреннем и внешнем рынках. И этот перечень можно продолжать.

Стимулируя автолюбителей, государства не скупятся на бонусы: специальные парковочные места, бесплатная зарядка, разрешение на въезд в центральные – исторические – районы крупных городов, субсидии при покупке автомобиля с электродвигателем, нулевые ставки налогов при прохождении таможенных процедур.

Как долго продлится этот «рай» для владельцев электрокаров, правда, никто не скажет. Роль государства важна на этапе популяризации этого экологически чистого транспорта. С момента, когда он станет массовым, «пряники» закончатся, и ситуация примет свои обычные формы в виде, например, налогов на емкость батареи или суммарный пробег за год. Будущее покажет варианты финансовых обязательств перед государством при эксплуатации электрокаров.

Уже сейчас экологи настаивают на особых способах утилизации батарей и безопасной для окружающей среды переработке отработанных химических компонентов. Норма «Евро» действует в ЕС.

Какие еще сюрпризы ожидают автомобилистов, к сожалению или, быть может, к счастью, мы не знаем. Но можно с уверенностью утверждать одно: даже не получая денежных преференций при переходе на электромобили, граждане получат другой бонус – чистый воздух, не загрязненный опасными для здоровья продуктами сгорания топлива. Разве этого мало?

А еще можно поучаствовать в гонках. В начале этого года главным органом, регулирующим мировой автоспорт, то есть FIA, гонки электромобилей – Electric Production Car Series (EPCS) – были санкционированы.

В апреле в Андорре прошли первые в мире любительские гонки городских электромобилей на снегу – Eco Grand Prix. Причем среди обычных городских электрокаров, как-то: Tesla Model S P85, BMW i3, Smart Fortwo Electric Drive, Hyundai Ioniq Electric, Nissan Leaf и Volkswagen eGolf. Цель Eco Grand Prix – доказать, что электромобили могут работать в самых разных условиях.

Андоррская гонка стала мощным пятичасовым испытанием на выносливость. Победителем признан Алан Фуертс за рулем Tesla Model S P85, который проехал 62 круга. Второе и третье место разделили между собой Hyundai Ioniq и вторая Model S.

Известно, что следующая гонка Eco GP состоится 15 сентября в Испании. Кроме того, организаторы планируют провести в этом году ряд соревнований в Германии, Чехии и Франции. Принять участие может каждый. Для этого нужно иметь электрокар и заплатить членские взносы.

А Formula E в этом году запомнилась гонкой болида Spark SRT_01E, которым управлял бельгиец Жером Д’Амброзио, и двух самолетов компании Qatar Airways в аэропорту катарской Дохи.

ABB Formula E (видео)

В рамках гоночного уикенда Formula E мы увидим и новый электромобиль Audi E-tron Vision Gran Turismo мощностью 815 лошадиных сил в роли Race Taxi.

Стоит сказать, что E-tron Vision Gran Turismo компания изначально задумывала для виртуального мира Sony PlayStation 4.

Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 2
Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 3
Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 5
Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 4
Loading image... Loading image... Loading image... Loading image...

Таким образом ребята из Audi приобщились к Formula E в формате заводской команды и поддержали семейство будущих электрокаров Audi E-tron.

Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 6
Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 7
Audi E-tron Vision Gran Turismo-photo 8
Loading image... Loading image... Loading image...

Говорят, что на создание реальной версии электромобиля E-tron Vision Gran Turismo ушло меньше года.

Сообщается, что электромобиль будет на всех европейских этапах Formula E, чтобы все желающие смогли прокатиться с ветерком трассой гоночного чемпионата, правда, только в роли пассажира.

Audi E-tron Vision Gran Turismo (видео)

А выиграл Formula E в Риме пилот Virgin Сэм Берд. Сезон гонок электрокаров продолжится 28 апреля в Париже.

Продолжение статьи

Инфографика и статистика маркетингового агентства IRS Group, Oxygen Group, Fansite, InfoCar.ua, AUTO-Consulting, AUTO.RIA, ElectroCars, «Рено Украина», HEvCars.

Вам также понравится

1 комментарий
  1. Надієв Антон 3 года назад

    Мені здається запчастини для таких авто трішки дорого можуть коштувати….

    Ответить
Рейтинг статьи: 5.0
5 5 1

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован