Имя «Bosch» в представлении не нуждается. Крупнейший мировой производитель, занявший свою нишу на самых различных рынках, как в широких сегментах, так и в более узких специализациях: бытовой техники и электроники, автомобильных систем и запчастей, строительства и строительно-ремонтных инструментов, промышленного оборудования и систем безопасности. И это только малая часть специализаций такого всемирного концерна, как Bosch! Сейчас нам этот производитель известен по большей части автомобильными устройствами, бытовыми приборами и инструментами. Это тот случай, когда имя говорит о качестве, надежности и долговечности. Но всегда ли было так? С чего начинал свой тернистый путь такой промышленный гигант? Сегодня мы предлагаем Вам немного окунуться в дела давно минувших дней и приоткрыть завесу зарождения огромной корпорации Bosch, покорившей своими технологиями весь мир.
Начало всех начал
Компания Bosch берет свое начало еще в конце XIX веке. Именно 15 ноября 1886 года немецким изобретателем Робертом Бошем была открыта первая мастерская, ставшая отправной точкой векового развития и совершенствования производства. Она носила простое название «Мастерская точной механики и электрооборудования» (или в оригинале «Workshop for Precision Mechanics and Electrical Engineering») и находилась в городе Штутгарт в Германии. Производство было весьма скромным, ведь работников тогда насчитывалось всего трое, включая самого господина Боша. Не смотря на то, что его небольшой цех занимался разработкой электрооборудования, первый успех пришел со стороны автомобильной системы зажигания. Роберт Бош не сотворил чуда, он просто модернизировал и усовершенствовал уже известный на то время магнето (генератор переменного тока для двигателей внутреннего сгорания), сделав его компактнее и мощнее. В 1898 году был открыт первый магазин по продаже магнето и оборудования для авто за пределами Германии – в Лондоне. Дела пошли в гору и уже в 1900 году стало понятно, что одной мастерской недостаточно для осуществления заказов и были выкуплены близлежащие земли для постройки первого завода. Уже через год был основан первый завод Боша и это стало началом будущей корпорации Bosch. В 1905 году открывается еще один завод по производству уже в Париже. Запатентованные разработки Боша набирают обороты и начинают покорять Европу. К слову, именно Бош первым ввел на своем производстве 8-часовой рабочий день и 2 смены. Он мотивировал это тем, что для производства точного оборудования важна внимательность работников и лучше потерять деньги, чем клиентов из-за некачественного продукта. Если обобщить, то господин Бош никогда не гонялся за сиюминутной выгодой, а делал акцент на качестве и удовлетворении всех потребительских потребностей. К слову, Роберт Бош очень внимательно относился к своему персоналу с самого начала своего пути. Он говорил «Я плачу высокие зарплаты не потому, что у меня много денег, а у меня много денег потому, что я плачу высокие зарплаты». Работа над автомобильным оборудованием не останавливается ни на минуту, ведь популярность автомобилей росла с каждым годом, и Роберт Бош занимался разработкой именно таких перспективных устройств. Из его мастерских вышли такие незаменимые даже для современного автомобилестроения «штуки» как свеча зажигания, первый генератор и электрически стартер, стеклоочистители и даже противотуманные фары. Интересным и даже шедевральным ходом стало то, что в рекламных постерах Bosch участвовал прелюбопытный персонаж – «красный дьявол» или Мефистофель. Прототипом стал известный на то время гонщик из Бельгии Юлиус Клингер. На персонаже изображалась кепка гонщика и очки, что сразу давало понять, что речь идет об авто. Мефистофель всегда ассоциировался с чем-то тайным и загадочным, так что этот образ надолго закрепился за компанией и был его своеобразной визитной карточкой. За Европой была покорена и Америка. В 1906 году руководитель продаж Bosch Густав Кляйн отправляется в вояж по автомобильным производителям в Америку и возвращается с победой, подписав несколько очень выгодных контрактов. И уже в 1910 году открывается первый завод на территории США – в Спрингфилде, штат Массачусетс. Казалось бы, ничто не могло омрачить успех предприятия, но Первая мировая война вставила свои «палки в колеса». Была нарушена связь между зарубежными заводами, офисами и дочерними предприятиями, особенно в странах Антанты, восстановление которой заняло много лет… Но уже в 20-х годах все стало на свои места. Производимые Бошем устройства уже участвуют в международных выставках и в 1921 году в Гамбурге открывается первый автомобильный сервис Bosch Service. Это положило начало развития сети автомобильных сервисов по всему миру. К слову, на сегодняшний день в мире существует более 15 000 таких автосервисов. В 20-е годы ассортимент начинает развиваться далее и на рынок выходит первая бытовая техника. В 1928 годы свет впервые увидел машинку для стрижки волос, а уже в 1932 году – электродрель и перфоратор. В том же 1932 году корпорацией была приобретена компания Junkers & Co, занимавшаяся производством отопительных систем и с этого времени начинается разработка домашнего отопления и обогревательных систем. Отдельное подразделение термотехники существует до сих пор. На волне рассвета разработок бытовой техники, компания Bosch в 1933 году создает свой первый бытовой холодильник. Тогда холодильники имели форму шкафов (в прочем, как и сегодня), но Бош не мог не выделиться на фоне конкурентов, посему был создан холодильник округлой формы. Это произвело фурор на рынке того времени. После смены политического режима в Германии в середине 30-х, Роберт Бош делал все возможное для сохранения компании. Увы, от физического уничтожения спастись сложно, и потери корпорации были огромны – заводы в странах, вовлеченные во Вторую мировую войну были разгромлены. К счастью или сожалению, многих последствий военных действий Роберт Бош не смог увидеть – он скончался 12 марта 1942 г в возрасте 80 лет.
Феникс или Восстание из руин
Не смотря на экономическую разруху и поражение в войне, конец 40-х был для компании Боша, да и всей Германии, временем экономического роста. Уже в 1950-х корпорация Bosch выходит на рынки Австралии, Бразилии и Индии и создает там свое производство. Разработки автомобильных устройств и бытовой техники продолжается в усиленном режиме. В 50-е разрабатываются и выпускаются механические топливные насосы, ручные миксеры, кухонные комбайны, стиральные машины, гидравлические системы… В это время Bosch занимает лидирующую позицию на рынке бытовой техники. 60-е годы не уступали по развитию предыдущему десятилетию. Помимо первых посудомоечных и стиральных машин-автомат, компания начинает заниматься автоматизированным оборудованием для производства. В 1963 покупается компания Erich Wetzel Verpackungsmaschinen GmbH, что знаменует выход Bosch в сегмент оборудования для упаковки. Кстати, в 1974 году объединенные концерны для производства упаковочного оборудования образуют отдельное подразделение, действующее до наших дней. Полным ходом идут и разработки для автомобилей. Таким образом, в 1967 году выходит на рынок электронная система бензинового впрыска Jetronic, которая отвечает даже самым суровым калифорнийским экологическим требованиям. Впервые она была опробована на моделях Volkswagen 1600 LE и TLE. В то время автомобиль в Европе уже не был роскошью, а все-таки способом передвижения, поэтому вопрос с экологией стал достаточно остро. В ответ на это компания Bosch представила в 1976 году специальные лямбда-зонды, которые позволяли регулировать максимально эффективное сгорание топлива и контролировать очистку выхлопных газов с помощью каталитических нейтрализаторов. 1978 год был ознаменован серийным производством антиблокировочной тормозной системы с электронным управлением ABS. К слову сказать, именно эта инновация стала основным прототипом современных систем торможения для пассажирских авто. Компания весьма неравнодушна к комфорту водителей и уже в 1989 году на рынке появляется навигационная система Bosch TravelPilot IDS. Хотя система навигации была разработана еще в 1970 году, к концу 80-х она пережила некоторые изменения и усовершенствования. Но лишь в 1995 году была уже встроена система спутниковой навигации с голосовым помощником. Обобщая, можно сказать, что для корпорации Bosch период 70-90-х годов стал знаменательным в плане технологических прорывов и усовершенствований. Бытовая техника дополнялась, претерпевала модификации и совмещения с более современными разработками, автомобильные решения максимально обеспечивали вопросы безопасности и удобства. Производство строительных инструментов также занимает лидирующие позиции на рынке. Реакция мирового потребителя была незамедлительной – успех был обеспечен и закреплен «по всем фронтам».
XXI век. Новейшие технологии и разработки
С 2000-х компания в очередной раз расширяет свой ассортимент производства и на рынок выходят уже садовый инструментарий – газонокосилки, ножницы, триммеры и садовые измельчители. Начало века также примечательно приобретением корпорацией фирм-производителей в различных сегментах. Так, в 2001 году Bosch берет под свое крыло компанию Mannesmann Rexroth, которая уже была известна своими автоматизированными устройствами для промышленности и объединила со своим подразделением автоматизированного производства. В 2003 году приобретается древнейшая компания Buderus, которая занимается тепловыми и обогревательными устройствами еще с 1731 года. Покупка калифорнийской фирмы Health Hero Network означает возвращение корпорацию в сферу медицины, хоть и в другой роли. До 1990-х годов Bosch занимались производством медицинского оборудования, но с приобретением Health Hero Network они переформатировались в создание программного обеспечения для так называемой телемедицины – обработка информации о состоянии здоровья пациентов за пределами клиник. В 2008 году в корпорацию уже входит Innovations Software Technology, что говорит о выходе в сферу программного обеспечения для различных услуг, включая страхование и финансовую отрасль. Расширение компании идет семимильными шагами, с каждым днем покоряя все новые и новые вершины. Их список огромен и его сложно разместить в одной статье…
Что же представляет Robert Bosch GmbH на сегодняшний день?
Корпорация имеет 4 основных подразделения, в которую входит еще множество отраслей. Рассмотрим детальнее. 1. Решения для мобильности (автомобилей). На этот сектор приходится львиная доля объема продаж всей корпорации! Каждый год этот показатель варьируется, но чаще всего этот сегмент переваливает за половину оборота. И не удивительно, ведь Bosch на сегодняшний день – мировой лидер по разработке и производству автомобильных технологий. В этот сегмент входят подразделения бензиновых и дизельных систем, электроприводов, стартеров и генераторов, систем рулевого управления, автомобильной электроники, запчастей и оборудования. 2. Потребительская продукция (бытовая, садовая и ремонтная техника). Примерно четверть заработка компании приносит производства товаров бытового применения. Компания предлагает своим потребителям широчайший спектр техники для дома и не только: холодильники, плиты и духовки, обогреватели, кофемашины, кухонные комбайны, стиральные машины и прочее, прочее… Наверняка эти продукты известны многим, а многие имеют радость пользоваться «бошевской» техникой каждый день! Она зарекомендовала себя как надежная и долговечная с отличным балансом цена-качество. 3. Промышленные разработки. Вопрос автоматизации производства также решается комплексно. На данный момент в сегменте участвуют 2 подразделения: упаковочная техника (действует еще с 1970-х) и системы приводов и управления. В упаковочной сфере основные направления – это пищевая, кондитерская и фармацевтическая упаковка. Подразделение систем приводов и управления занимается индивидуальными заказами автоматизации производства по всему миру, тщательно подходя к решению каждого отдельного производства, учитывая все особенности и специфику изготовления. 3. Энергетика и строительные технологии. Сюда относится уже упомянутая термотехника, системы безопасности и также разработки для «умного дома». Постоянно ведутся разработки по усовершенствованию управления различными интеллектуальными системами, вроде видеонаблюдения, охранной и пожарной системы, аудио- и видеорегулировка, освещение и многое другое, что входит в широкое понятие «умный дом». Корпорация Bosch сотрудничает с лидирующими компаниями, занимающимися схожими разработками, для предоставления комплексного спектра услуг по установке интеллектуальных домашних систем.
Интересные факты
— Вы никогда не задумывались, что изображает логотип компании? Все просто — он представляет собой схематически изображенный двигатель, заключенный в круг. С момента основании Робертом Бошем компании логотип не менялся. — Роберт Бош был известным филантропом, меценатом и благотворителем. Он вкладывал миллионы немецких марок в медицину, медицинское оборудование, экологию и образование. Бошем был организован благотворительный фонд, позднее названный его именем. На сегодняшний день этот фонд владеет 92% активов корпорации. С организацией фонда связана личная трагедия Роберта Боша – в 1921 году умирает его сын Роберт от рассеянного склероза. Это и стало толчком для уже организованной благотворительной компании. На сегодняшний день Фонд продолжает оказывать помощь в различных общественных сферах. — Помимо благотворительной деятельности в сфере экологии, Robert Bosch GmbH вкладывает в инновационные разработки, связанные с защитой окружающей среды, экономного энергопотребления и расхода ресурсов, огромные инвестиции. Забота об экологии находится в высоком приоритете в производстве на всех этапах и во всех отраслях. — Согласно статистике, корпорация Bosch ежедневно подает заявки на 16 патентов! Согласитесь, показатель более чем впечатляющий. Это точно указывает на стремление компании быть на шаг впереди и устойчиво сохранять свои лидирующие позиции. — В Украине Bosch активно участвует начиная с 1993 года. На сегодняшний день во Львовской области расположен завод по восстановлению стартеров для автомобилей, а в Киеве есть сервисный центр по обслуживанию электроинструментов. На базе технических ВУЗов на территории Одессы, Харькова и Львова созданы учебные платформы, называемые «Академия Bosch». — Во всем мире насчитывается 440 компаний и дочерних предприятий в более чем 60 странах. Сфера товаров и услуг Bosch представлена в 150 странах мира, насчитывая работающего персонала свыше 370 000 человек (и это не считая, что большинство производственных процессов автоматизировано!). Кстати, компания Bosch является крупнейшим зарубежным работодателем в Китае. Роберт Бош однозначно был выдающимся ученым, новатором, технологом и разработчиком, толковым управленцем и меценатом. Своими делами и поступками он выгравировал свое имя на «доске почета» в истории человечества и с достоинством может называться великим человеком прошлого века. Во многом благодаря ему наш современный мире есть таким, каков есть. Нам есть за что его благодарить. Кто знает, мог ли Роберт Бош подумать, что даже после его смерти его детище будет расти и развиваться с такой скоростью, покорять все более высокие вершины пользоваться высоким уважением во многих странах мира?.. Судя по имеющимся тенденциям, международная корпорация Robert Bosch GmbH еще не раз удивит нас своими новинками и инновационными разработками. Не зря же слоганом компании уже много лет является фраза «Invented for life» («Разработано для жизни»).