Помощь новичку Спорт Статьи Туризм

Как выбрать велосипед

Велосипедный бум в последние годы набирает обороты, а спорт и здоровый образ жизни сегодня стали настолько популярны, что предпочесть велосипед автомобилю – уже дело престижа. Если у вас его еще нет и вам не выпала честь называть себя велосипедистом, самое время задуматься о покупке двухколесного друга. Тем, кто уже решился обзавестись железным конем, мы готовы дать советы о том, как выбрать «правильную» модель, которая будет на 100% отвечать запросам. Время прочтения — 14 минут.

В МАГАЗИН

Целевое назначение велосипеда

Выбирая велосипед, важно понимать, для чего он вам нужен. Вопрос ключевой, помогающий сузить «круг подозреваемых» – подходящих вариантов.

Так, для прогулок по городу не стоит смотреть в сторону крутых профессиональных великов с амортизаторами. Сгодится и обычный городской. Ваша задача – приобрести качественный товар за приемлемые деньги. Платить за навороты, которыми вы и не воспользуетесь, как, например, амортизированная задняя подвеска для преимущественно спокойной езды по городу, смысла нет.

Не желаете находиться в привычных рамках, любите агрессивную езду и все, что вызывает выброс адреналина в кровь? Может, хотите покорить бездорожье, колесить по лесу, кочкам, где-то попрыгать на велике? В этом случае выбирайте другую модель – с амортизаторами. Есть маленькие велосипеды BMX – модное направление, обожаемое молодежью. Это экстремальные модели, на которых запрыгивают, прыгают, катаются по лестницам. Существуют и велосипеды для дерта (трамплины, перила, хафпайпы) и для флэта (это так называемые танцы на велосипедах) – особый класс техники.

А вообще, если вы никогда в жизни не катались или еще не опытный велосипедист, идеально было бы начать с простой модели с одной передачей. Вы сможете сосредоточить свое внимание непосредственно на езде и сохранении равновесия и избежите сложностей при переключении передач. Кроме того, такие велосипеды неприхотливы в обслуживании и доступны многим из нас.

Какими велосипеды бывают

Определившись, где и как вы собираетесь ездить, посмотрите, на какой модели вам будет удобней это делать.

На сегодняшний день велосипеды представлены в огромном ассортименте брендов, конструкций и типов. Самыми распространенными являются горные, городские и шоссейные.

Горный велосипед

Маунтинбайки (англ. mountain bike, MTB) предназначены для езды по плохим дорогам или там, где их нет, по местности с сильно пересеченным рельефм.

Важно знать, что понятие «горный велосипед» объединяет несколько подтипов, существенно отличающихся как по назначению, так и конструкции.

По назначению горные велосипеды делятся на модели для даунхилла, фрирайда, бэк-кантри, кросс-кантри, фристайла, дерта, стрита и «обычные» (прогулочные) горные велосипеды.

Выбирайте MTB, если:

  • вы – экстремал, любите крутые горки и спуски
  • вы планируете кататься по бездорожью
  • вы живете в месте, где нет цивилизации, вам нужен быстрый транспорт
  • вам важны проходимость и маневренность, хорошая амортизация
  • в будущем намечаете апгрейд модели

Как выбрать велосипед - Cronus Holts

  Характеристики Cronus Holts 3.0 26″ 19″
Класс велосипеда MTB / Горный
Размер рамы L (рост 170-185 см, 19″)
Конструкция рамы Закрытая
Материал рамы Алюминий
Тип подвески Хардтейл
Количество скоростей 24
Механизм переключения скоростей Классический (внешний)
Диаметр колес 26″
КУПИТЬ

Городской велосипед

Видение city-bike у каждого производителя свое. Это относится и к виду седла, и к форме рамы, и к наличию скоростей.

Главной отличительной чертой городских моделей является вертикальная посадка. На таких байках удобно кататься по ровной местности и хорошим дорогам. А вот на бездорожье они совсем не то. И еще: это велосипед не для быстрой езды. Обычно городские модели имеют заниженную раму.

Выбирайте городской велосипед, если:

  • вам нужно надежное транспортное средство, чтобы добраться на работу, или для воскресных прогулок
  • вы планируете длительные поездки и уважаете велотуризм
  • вы живете в мегаполисе и редко выбираетесь за город и в места, где нет дорожного покрытия
  • вам важна комфортная посадка
  • у вас ограничен бюджет покупки

Кстати, поскольку придется частенько оставлять велосипед на улице без присмотра, позаботьтесь заранее о том, чтобы его не угнали. Лучше предпочесть металлические замки, не «тросики», элементарно перекусываемые обыкновенными кусачками.

Как выбрать велосипед - Titan

  Характеристики Cronus Holts 3.0 26″ 19″
Класс велосипеда Городской
Размер рамы S (рост 155-170 см, 15″)
Конструкция рамы Складная
Материал рамы Сталь
Тип подвески Ригид
Количество скоростей 1
Диаметр колес 24″
КУПИТЬ

Шоссейный велосипед

Их название говорит само за себя. Такие модели легкие. Они хороши на дорогах с качественным покрытием и идеально подходят для современного города, где нужно как можно быстрее передвигаться, минуя пробки. Увы, но наши дороги для шоссейной модели чересчур непредсказуемы.

Выбирайте шоссейный велосипед, если:

  • вы передвигаетесь исключительно по хорошим дорогам
  • вы любите быструю езду
  • вы не прочь апгрейдить модель

Как выбрать велосипед - Pride ROCX

  Характеристики 28″ Pride ROCX Tour
Класс велосипеда Шоссейный
Размер рамы M (рост 160-178 см, 17″)
Конструкция рамы Закрытая
Материал рамы Алюминий
Тип подвески Ригид
Количество скоростей 16
Механизм переключения скоростей Классический (внешний)
Диаметр колес 28″
КУПИТЬ

Гибридный велосипед

Существуют и гибридные велосипеды, которые имеют черты шоссейных и горных моделей. Как правило, гибриды снабжены амортизационной передней вилкой и достаточно узкими покрышками на колесах. На плохих дорогах они отлично себя зарекомендовали.

Горным моделям они проигрывают в маневренности, но имеют преимущество в скорости. Но главный плюс любого гибридного велосипеда – универсальность. На шоссе ходовые качества отменные.

Пригодятся гибриды:

  • на грунте, асфальте и ровной поверхности
  • тем, кто хочет высокую каретку и любит скорость

Как выбрать велосипед - Bergamont

  Характеристики Bergamont 18″ 28″ Helix 3.0
Класс велосипеда Гибрид
Размер рамы L (рост 170-185 см, 22″)
Конструкция рамы Закрытая
Материал рамы Алюминий
Тип подвески Хардтейл
Количество скоростей 24
Механизм переключения скоростей Классический (внешний)
Диаметр колес 28″
КУПИТЬ

Женский велосипед

Также в отдельный класс хотелось бы выделить женские велосипеды. Большинство производителей заявляют женскую линейку моделей. Для дам велосипед – это не только средство передвижения, но и модный аксессуар. И кстати, анатомические различия между мужчиной и женщиной в реальности не требуют особых изменений в геометрии классического велосипеда.

Ключевое отличие женской модели – в раме. Она должна иметь заниженную конструкцию, благодаря которой удобно ездить в юбке или платье. Ну и важно, чтобы сиденье было анатомически просчитанное.

На некоторых моделях можно увидеть боковые зеркала, крепят и красивые корзинки, специальные велосумочки или велокосметички, хранящие незаменимые женские аксессуары.

Как выбрать велосипед - Ardis

  Характеристики Ardis Verona 26″ 17″
Класс велосипеда Городской, женский
Размер рамы M (рост 160-178 см), 17″
Конструкция рамы Открытая
Материал рамы Сталь
Тип подвески Ригид
Количество скоростей 1
Диаметр колес 26″
КУПИТЬ

Особенности конструкции

Любой велосипед условно можно разделить на две составляющие: рама и навесное оборудование, состоящее из колес, вилки, педалей, цепи, переключателей скоростей и так далее.

Сразу скажем, что качество и стоимость рамы зависит прежде всего от материалов, из которых она изготовлена, и от ее прочности и веса. Как правило, цена навесного оборудования в несколько раз больше. А теперь об этом с подробностями.

Рама и ростовка

Рама является основой всего велосипеда. Она – как фундамент для дома. На нее крепятся все остальные части. Их можно менять, ремонтировать, а рама в большинстве случаев всегда будет оставаться на своем месте.

По конструкции различают такие велосипеды:

  • Ригиды без амортизации (городские, шоссейные, трековые, туристические велосипеды, гибриды)
  • Хардтейлы с амортизационной передней вилкой и жестким «хвостом» (горные, туристические велосипеды, гибриды)
  • Двухподвесные велосипеды, имеющие заднюю подвеску и амортизационную переднюю вилку (горные модели)

О материалах. Большинство рам делают из различных сплавов алюминия. 7005 и 6061 – основные маркировки. Алюминий, маркирующийся 6061, прочнее. Такой берут для экстремальных моделей.

Есть и титановые и карбоновые рамы. По причине прочности первые используют в маунтинбайках. Карбоновые рамы легкие, поэтому их ставят в гоночные велики.

Каждая модель выпускается в нескольких ростовках, как и одежда шьется в нескольких размерах. Пользоваться велосипедом, ростовка которого велика или мала, неудобно, а порой и опасно.

Кстати, неправильный выбор размера рамы – самая грубая ошибка при подборе велосипеда. За размер рамы принимают расстояние от оси каретки (оси системы) до конца подседельной трубы. Традиционно его измеряют в дюймах.

Зная рост велосипедиста, правильно подобрать ростовку легко. В помощь таблица.

Стандартная-таблица соответствия размеров велосипеда и роста человека

А вот формула Эйнштейна для определения размера рамы:

  1. Измерьте длину ног
  2. Умножьте результат на 0.56
  3. Полученное число разделите на 2.54

Итог – ваша ростовка.

Что касается типичных ошибок. Запомните, что «универсального» размера нет. Иначе говоря, иметь один велосипед на всех, например, себе, ростом под два метра, невысокой супруге и ребенку, который от горшка два вершка, нельзя. Если выбрать якобы «универсал», всем будет неудобно кататься, а меньшему – даже опасно.

Но не все так страшно. Зато если вы ошибетесь на одно значение при выборе размера модели, можно исправить ситуацию без вмешательств в ее конструкцию. Так, если велосипед окажется маловатым, стоит поднять сиденье вверх и отодвинуть его назад. Он великоват? Сделайте наоборот.

Ну и учитывайте стиль езды. Выбирайте меньший размер рамы, если:

  • любите медленные прогулки по парку
  • подбираете велосипед для пожилого человека
  • катаетесь в агрессивном стиле с большим количеством прыжков

Колеса

Во многом именно от колес зависит не только комфорт, но и безопасность при движении.

Помимо размера, в выборе колес важно и строение обода. Одинарные обода являются более доступной конструкцией. Если в понравившемся вам экземпляре такая, а вы планируете просто колесить на нем любимым городом, она подойдет. Спортсменам, маунтинбайкерам необходимы обода двойные. Они помогут избежать повреждений колеса и поломок, приводящих к «яйцу» или «восьмерке».

Тормоза

Велосипедист должен не только набрать скорость, но и совладать с нею. Помогут в этом тормоза. И они бывают разные.

Сегодня многие спорят, какие лучше: ободные (V-brake, механические и гидравлические) или дисковые.

Отметим, что для городских велосипедных прогулок подойдут любые. Оптимальный вариант – ободные механические тормоза, которые приводятся в действие тросиком. Они и практичны, и легки в ремонте.

В профессиональных моделях стоят либо гидравлические ободные тормоза – относительно недорогие, удобные и надежные, но прихотливые в ремонте, либо дисковые, также сочетающие удобство, надежность и сложность в ремонте по причине особой конструкции.

Дисковые тормоза используют в маунтинбайках, однако в шоссейных моделях ими пренебрегают. Дело в том, что они более тяжелые, чем ободные, а в велоспорте важен каждый грамм. Но очевидного преимущества дисковых тормозов перед ободными не отнять – они позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, то бишь обладают лучшей модуляцией. И их к тому же можно использовать со слегка деформированной геометрией колеса, например с «восьмеркой».

Важно понять, что дисковый тормоз существенно дороже, чем V-brake. Другими словами, он «поглощает» определенную сумму от цены модели – конечно, за счет каких-то других компонентов. И при одинаковом ценнике велосипед с ободными тормозами обычно имеет лучшее оборудование, нежели велосипед с дисковыми.

Совет таков. Если вы присматриваете недорогой велосипед, обратите внимание на модель с V-brake. Позволяет бюджет – дисковые тормоза предпочтительнее.

Как выбрать велосипед - Titan Solar

  Характеристики Titan Solar 19″
Класс велосипеда MTB / Горный
Размер рамы L (рост 170-185 см, 19″)
Конструкция рамы Закрытая
Материал рамы Алюминий
Тип подвески Хардтейл
Количество скоростей 21
Механизм переключения скоростей Классический (внешний)
Тормоза Дисковые механические
Диаметр колес 28″
КУПИТЬ

Звездочки и скорости

Когда в Украине начали появляться велосипеды с несколькими скоростями, считалось: чем их больше, тем лучше (кстати, и тем дороже).

Но на самом деле для передвижения по городу достаточно велосипеда с одной скоростью. Вам вряд ли встретится в городе горка, на которую нужно забираться на первой передаче. Велосипеды с несколькими передачами – уже профессиональные. Они предназначены для шоссейных гонок и экстрима.

Гарантия и гарантийное обслуживание

Непременно поинтересуйтесь гарантийным сроком на раму и комплектующие. Гарантийный талон должен быть правильно и разборчиво заполнен.

Аксессуары

Подходя к вопросу основательно, хорошо бы и обзавестись аксессуарами для комфортных и безопасных велопрогулок.

Что крайне необходимо: шлем и подшлемник, передний и задний свет.

Что желательно иметь: велоочки, велоперчатки, велобелье, аптечку и велозамок, который обязательно нужен, если вы планируете оставлять транспортное средство без присмотра в неохраняемом месте на короткое время (не более получаса).

Опционально: велофутболка, подножка, крылья, фляга с флягодержателем, рюкзак, корзинка или багажник, звонок, сумочка на раму, под раму, под седло, на руль, на багажник – вариантов множество.

Заядлым велосипедистам, которые не боятся кататься одни, советуем иметь запасную камеру, спасательный набор для ремонта камер и, конечно, велонасос.

Резюме

Транспорт выбирают по его назначению. Так, например, чтобы ездить по бездорожью либо по горам, нужен джип, в случае двухколесного средства передвижения – хороший горный велосипед с 26-мм диаметром колес, имеющий удобную посадку для пересеченной местности, грубые покрышки, оснащенный передачами, позволяющими ехать и вверх, и вниз.

Любителям экстремальной езды по городу также стоит взглянуть на маунтинбайк. Если при движении прижимает машина, можно с легкостью выскочить на бордюр. Грубые шины горных велосипедов позволяют «гасить» создающуюся при езде по мостовой вибрацию.

Тем людям, в чьи планы не входит езда на большие расстояния за городом, по горам, хватит возможностей городского велосипеда с низкой рамой.

Кстати, горные велосипеды имеют такую посадку, что при частой их эксплуатации нагрузка на спину максимальна. Если мышцы недостаточно натренированы, боли не избежать. На таких байках довольно неудобное положение тела – практически горизонтальное. А вот городские модели, наоборот, снабжены широким рулем. Вы широко держите руки, сидите почти ровно с ровной спиной. К тому же они имеют широкое седло, минимизирующее всю амортизацию и неровности мостовой.

На городских велосипедах преимущественно катаются ровными дорогами. Они удобны для прогулок. Большинство их выбирает для поездок на работу.

Спортсмены же не обойдутся без шоссейной модели. Хороший вариант для города – гибрид.

При покупке велосипеда обращайте внимание на:

  • его производителя
  • раму, рассматривая ее прочность и вес, материал – не столь важно (карбон, титан, алюминий; рамы в бюджетных и среднеклассовых велосипедах обычно не отличаются по качеству)
  • навесное оборудование: тормозную систему, колеса, переключатель передач
  • гарантию

Самое главное – подберите правильный размер рамы. Если велосипед для вас будет чересчур велик или мал, езда на нем не принесет радости, а дискомфорт быстро лишит энтузиазма. Кроме того, небезопасно передвигаться на таком транспорте.

И еще одно. Купив верного двухколесного друга, не забывайте за ним ухаживать в период его простоя. Ежегодно делайте техосмотр. Зимой храните велосипед в сухом помещении, предварительно смазав запчасти.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

Также по теме:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован