Помощь новичку Фототехника

Как снимать макро и крупный план. Советы для начинающих «макрушников». Часть 2

В первой части статьи, после короткого экскурса в терминологию, мы рассказали вам об оборудовании, которое может понадобиться как для любительской съемки в жанре макро и крупного плана, так и для профессиональной. Пришло время перейти к практике.
 

Что снимать в жанре макро и крупным планом

Да что угодно! Это могут быть и растения, и насекомые, и животные, и человек.

 

Макро-отпечаток пальца

 

А если вы увидите что-то особенное в предметах обихода и просто в окружающих вас вещах, вообще прекрасно.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Макро фото 

 

Для этого стоит не воспринимать мир целиком, а обращать внимание на части целого. Получится, тогда ваша уникальная способность фотовидения в макро будет расти даже не в арифметической, а геометрической прогрессии.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

И хоть прелесть макрофотографии заключается в ее абстрактности, то есть вы можете вырвать из окружения главный объект, но далеко не всегда у него будет первостепенная ценность изображения. Так, интересно смотрятся в кадре распределение света/тени, фактура и так далее.

 

Крупноплановая съемка еда

 

Крупноплановая съемка еда

 

Крупноплановая съемка еда

 

Крупноплановая съемка еда

 

Крупноплановая съемка еда

 

Как снимать. Техника съемки

Возможно, вы не знали, но абсолютное большинство профессиональных макроснимков, тех, что мы ставим как обои на рабочий стол, сделаны в студиях с искусственным, то есть специально поставленным освещением. Ну а нам придется научиться получать классные кадры, так сказать, в полевых условиях. Тем интереснее!

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Для этого желательно действовать не наобум, а четко понимать, что результат будет зависеть от тандема таких понятий, как диафрагма, выдержка и светочувствительность.

Выдержка должна быть минимально возможной, причем не только при съемке с рук. Почему? Да потому что смазывание и шевеленку может вызвать малейшее дуновение ветерка, микродвижение того же насекомого, на которого вы нацелились. А при маленькой зоне резкости и миллиметр сдвига критичен. И штатив даже не спасет.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Что касается диафрагмы, то при съемке крупных и очень крупных планов инстинктивно хочется зажать ее, да посильнее, дабы получить больше глубину резкости. Но вот беда: из-за недостатка света возникают дифракции, которые не заметить на снимках с множеством мелких деталей невозможно. Вы все правильно поняли. Макросъемка требовательна к освещению. Именно поэтому лучше снимать в погожий солнечный денек, а не когда пасмурно. Идеальное время для фотосета – утреннее и вечернее.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Выручит и вспышка, или даже вспышки. Используя их, можно фотографировать при зажатой диафрагме на более коротких выдержках. В итоге вы получите приятное затемнение заднего фона и насыщенные цвета.

Отлично, если в вашей камере есть такой режим, как высокоскоростная синхронизация вспышки. Он даст свободу в выборе выдержки.

Попробуйте также при съемке со штативом использовать в качестве отражателей света кусок белого картона. Рассеивателем света может быть даже обычная салфетка.

При экспериментах с глубиной резкости учтите, что главный объект в кадре, как правило, должен быть в фокусе, тогда как фон размыт.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Крупноплановая съемка растения

 

Советы бывалых «макрушников»

1. Терпение и еще раз терпение. Чтобы получить классный кадр, придется изрядно постараться. Так что не ждите быстрых результатов, особенно если вы новичок в макроискусстве. А когда, увидав снимок, закружится от восторга голова, знайте: вот он – идеальный кадр.
2. Не снимайте макро в авторежиме – ну том, что обозначается в технике цветком. Он в этом случае будет больше обузой, нежели подспорьем. Если фотографируете в статике, выбирайте режим приоритета диафрагмы (AV). В нем варьируется диафрагма, а выдержка подбирается автоматом. Начинающим «макрушникам» это поможет контролировать ГРИП.

3. Следите за работой автоматики, обращая внимание при просмотре на экране снятого изображения на его гистограмму. Вносите поправки экспозиции колесиком экспокоррекции.

4. В сложных условиях съемки оптимален мануальный режим (M).

5. Если не успеваете установить параметры вручную, то, снимая «на автомате», применяйте точечный замер, и объект съемки всегда будет проэкспонирован правильно.
6. При съемке со штатива используйте ручной автофокус. Встроенный автофокус для макро не годится. Он не способен уследить за перемещениями камеры, «зацепиться» за нужный крохотный участок объекта, в частности при съемке с малой глубиной резкости.

7. Навести резкость при съемке с рук можно и с помощью следящего автофокуса. Добавьте к нему серийную съемку, и процент бракованных кадров существенно уменьшится.

8. Обращайте внимание на композицию кадра. Так, например, перегруженный деталями задний план отвлекает от главного объекта. Он делает снимок неопрятным, что ли, а вас – дилетантом. Чтобы исправить ситуацию, попробуйте поменять ракурс съемки. Никто не запрещает вам и самим создать фон. Можно, как вариант, создать такую себе съемочную площадку для букашки, добавить в кадр нужные растения, закрепив их держателем, а затем заманить насекомое на оборудованное по последнему слову природомоды местечко.

9. По возможности фотографируйте в необработанном формате RAW, если он поддерживается вашей техникой. Это позволит вам точно откорректировать баланс белого, экспозицию после съемки.

10. Чтобы не «ловить зайцев» при съемке против солнца, пользуйтесь блендой. Кстати, многие макрообъективы ею комплектуются, и спасибо за такую предусмотрительность их производителям.

11. Не забывайте о защите техники. Делая макро, особенно фотографируя на очень коротких расстояниях, применяйте защитные светофильтры. Они позволят обезопасить оптику от «атаки» тех же насекомых-объектов съемки: от химически активных веществ, которыми они вынуждены защищаться от вашего любопытства.

 

Крупноплановая съемка растения

 

Какие эксперименты под силу начинающим «макрушникам»

1. Снимок с красивым боке. Получается после полного открытия диафрагмы или при большой выдержке.

2. Съемка на просвет, в контровом свете. Попробуйте ранним утром поснимать растения на просвет. Такие кадры смотрятся очень художественно. Просветленная оптика легко справиться с экспозицией. Однако чтобы «зажечь» фото, добавить ему объема, нужна подсветка.

3. Черно-белый снимок. Хорош, если нужно подчеркнуть узор, рисунок, фактуру. Кроме того, имеет смысл поиграть с разными цветовыми гаммами.

4. Съемка росы. Ее можно создать и самому, обрызгав растения из распылителя. Этот незатейливый механизм мы и применили, чтобы сделать этот снимок:

 

Макро роса

 

Типичные ошибки новичков и резюме

Набивая свои «шишки», становишься профи. Так в любом деле. Среди самых распространенных ошибок начинающих «макрушников» отметим:

– потерю энтузиазма после пяти минут съемок или первых неудач (технически макросъемка и крупноплановая съемка – сложный процесс);

– съемку в ветреную и пасмурную погоду;

– непринятие во внимание слишком пестрого фона, когда сам объект съемки теряется;

– использование исключительно автофокуса;

– неправильные настройки диафрагмы и выдержки;

– игнорирование композиции и тех законов, выполнение которых делает снимок сбалансированным.

Откройте глаза, запаситесь терпением, включите фантазию и практикуйте, покоряя макрофотографическое пространство. А мы в свою очередь желаем вам таких результатов, от созерцания которых побегут мурашки по коже. Кстати, а запечатлеть их слабо?

В заключение для вдохновения идеи для ваших будущих впечатляющих макрокадров от бывалых «макрушников»:

 

Макро живая природа

 

Макро живая природа

 

Макро живая природа

 

Макро неживая природа

 

Макро неживая природа

 

Макро неживая природа

 

Макро неживая природа

 

Фотографии, представленные в статье, сделаны на зеркальные фотокамеры: Canon EOS 350D, объектив SIGMA 70-300 мм f/4-f/5,6 II MACRO SUPER; Nikon D3100 18-105VR Kit; Nikon D3100, объектив Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor; Nikon D60 KIT AF-S DX 18-135.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован