Электромобиль или бензиновое авто — выбор, который способен снизить совокупную стоимость владения на 30–40% за пять лет при условии ночного тарифа и стабильного городского пробега. 100 км на электротяге стоят в 7–10 раз дешевле дома и в 2–3 раза дешевле на коммерческих зарядках, чем на бензине. Но вопрос не только в экономии: речь идет о динамике, комфорте и локальных выбросах. В этой статье разбираем все аспекты, позволяющие принять взвешенное решение в 2026 году.
Читайте также: ТОП-7 дешевых китайских электромобилей в 2025 году
Прежде чем погружаться в финансовые и эксплуатационные детали, важно понять фундаментальную разницу в самой природе этих автомобилей. Для наглядности сведем ключевые аспекты в сравнительную таблицу.
| Характеристика | Электромобиль | Бензиновый автомобиль |
|---|---|---|
| Принцип работы | Преобразование электрической энергии в механическую с помощью электродвигателя с КПД до 90%. | Сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) с КПД около 20–30%. |
| Ключевые компоненты | Аккумуляторная батарея, инвертор, электродвигатель, система регенеративного торможения. | ДВС, топливная система, система выхлопа, трансмиссия. |
| «Топливо» | Электроэнергия от сети или зарядных станций. | Бензин или дизельное топливо. |
| Экологичность | Нулевые локальные выбросы вредных веществ. | Выбросы CO₂, оксидов азота и других продуктов сгорания. |
| Шум во время работы | Почти бесшумная работа двигателя. | Характерный шум работы ДВС. |
Поняв базовую разницу, можно переходить к анализу рыночных тенденций, ведь именно цена чаще всего становится решающим фактором для покупателей.
Первый и самый важный аспект, с которым сталкивается каждый покупатель при выборе: электромобиль или бензиновое авто, — это цена. Однако «цена» — это не только цифра в автосалоне. Рассмотрим, как начальная стоимость, государственные льготы и ситуация на рынке подержанных авто формируют полную финансовую картину покупки.
Цена нового электрокара в среднем на 20–40% выше бензинового аналога того же класса. Главная причина — стоимость аккумуляторной батареи, которая составляет от 30% до 50% от общей цены авто. Например, базовая версия Hyundai Kona Electric стоит около $34000, тогда как бензиновая Hyundai Kona стартует с $24000. Похожая ситуация и с другими брендами: цена на Volkswagen ID.4 начинается от $39000, а на сравнимый по размерам бензиновый Volkswagen Tiguan — от $28000.
Однако технологии не стоят на месте. За последние десять лет стоимость литий-ионных батарей упала почти на 90%, и эта тенденция продолжается. Аналитики прогнозируют, что паритета цен на новые электрокары и бензиновые авто можно ожидать уже к 2027–2028 годам.
Украина стимулирует переход на электротранспорт налоговыми льготами. При импорте электромобиля физические лица освобождаются от уплаты НДС (20%) и акцизного сбора (1 евро за 1 кВт-ч заряда батареи). Это позволяет сэкономить значительную сумму. Например, при ввозе электромобиля стоимостью $30000 экономия только на НДС составляет $6000. Также отсутствует сбор в пенсионный фонд при первой регистрации, что около 3–5% от цены авто.
Эти меры делают электромобили более конкурентоспособными на украинском рынке и способствуют росту их доли, которая во второй половине 2025 года уже приблизилась к 28%.
Электромобили первых поколений теряли в стоимости быстрее бензиновых аналогов из-за ограниченного запаса хода и деградации батареи. Сегодня ситуация изменилась. Остаточная стоимость трехлетнего электромобиля, например Tesla Model 3, составляет около 60–65% от начальной цены, что сопоставимо с премиальными немецкими седанами. Более массовый Nissan Leaf с пробегом теряет 45–50% цены за первые три года.
Для сравнения, бензиновый автомобиль среднего класса за тот же период теряет примерно 40% стоимости. Ключевым фактором, влияющим на цену подержанного электрокара, остается состояние батареи (State of Health, SoH), тогда как для бензинового авто это пробег и состояние двигателя и трансмиссии.
Покупка автомобиля — это только начало расходов. Истинная стоимость владения раскрывается с годами. В этом разделе мы проведем детальный расчет и сравним ежедневные расходы на «горючее», чтобы выяснить, кто же оказывается экономнее в долгосрочной перспективе.
Основное преимущество электромобиля — стоимость «заправки». Рассчитаем стоимость 100 км пробега для обоих типов авто на конкретных примерах:
Разница в стоимости «горючего» достигает более 10 раз. Даже при зарядке на коммерческих станциях (12–15 грн/кВт-ч), 100 км пробега на электрокаре обойдутся в 204–255 грн, что все равно вдвое дешевле бензина.
Читайте также: ТОП-10 электромобилей, которые стоит купить в 2025 году
Наибольшую экономию владелец электромобиля получает, заряжаясь дома, особенно при наличии двухзонного счетчика. Полная зарядка батареи 60 кВт-ч по ночному тарифу обойдется примерно в 158 грн, что обеспечит 350–400 км пробега. Зарядка той же батареи на публичной скоростной станции DC будет стоить уже 720–900 грн.
Таким образом, общественные зарядные станции являются удобным решением для путешествий, но для максимальной экономии ключевой является возможность заряжаться дома или на работе по льготным тарифам.
Кроме «горючего», еще одной важной статьей расходов является техническое обслуживание. Радикально разная конструкция электромобиля и бензинового авто означает совершенно разный подход к ТО и ремонту.
Конструкция электромобиля значительно проще — здесь нет двигателя внутреннего сгорания, сложной системы выхлопа, коробки передач в классическом понимании, топливных фильтров и свечей зажигания. Это кардинально меняет подход к техническому обслуживанию.
Упрощенная конструкция электромобиля не только удешевляет, но и ускоряет процесс обслуживания.
Годовое обслуживание электромобиля обходится в среднем на 40–60% дешевле, чем бензинового аналога. Средняя стоимость стандартного ТО для популярного электромобиля составляет 1500–2500 грн, тогда как для бензинового авто аналогичного класса — 4000–7000 грн. За 5 лет и 100 тыс. км пробега экономия только на регламентном обслуживании может достичь 20 000–30 000 грн.
Меньшее количество движущихся частей (около 20 в электромобиле против почти 2000 у ДВС) делает электродвигатель более надежным и долговечным. Главный риск для владельца электрокара — деградация батареи. Современные аккумуляторы рассчитаны на 1500–2000 циклов заряда-разряда и обычно сохраняют более 80% заряда после 8–10 лет эксплуатации. Гарантия на батарею у большинства производителей, таких как Tesla, Hyundai и Kia, составляет 8 лет или 160 000 км пробега.
Бензиновые автомобили чаще сталкиваются с проблемами топливной системы, износом элементов двигателя, неисправностями турбины и автоматической коробки передач.
Автомобиль — это не только о деньгах, но и о свободе передвижения. Сравним, насколько удобны электромобили и бензиновые авто в ежедневных поездках по городу и в дальних путешествиях.
Бензиновый автомобиль на полном баке (45–60 литров) может проехать в среднем 600–800 км. Современные электромобили предлагают реальный запас хода от 350 до 550 км. Например, Kia EV6 с батареей 77.4 кВт-ч может преодолеть более 500 км на одном заряде. Однако на реальный пробег электрокара сильно влияют внешние факторы: зимой при минусовой температуре запас хода может уменьшиться на 20–30%.
В Украине работает разветвленная сеть из более 7000 АЗС, что обеспечивает полное покрытие и отсутствие проблем с заправкой в любой точке страны. Инфраструктура для электромобилей развивается не так равномерно, но стремительными темпами. По данным на середину 2025 года, в Украине насчитывается от 4000 до 5000 публичных зарядных станций. Наибольшая их концентрация наблюдается в Киеве и области, а также на Львовщине, Днепропетровщине и Одесской области.
Ключевое отличие заключается в типах станций. Большинство из них — это станции переменного тока (AC) мощностью до 22 кВт, удобные для длительной стоянки. В то же время для путешествий критически важны скоростные станции постоянного тока (DC), которых значительно меньше. Ведущие операторы, такие как YASNO, UGV Chargers и OKKO, активно развивают сети мощных зарядок (80–160 кВт) на основных автомагистралях, что постепенно делает междугородние поездки на электрокарах более комфортными.
Планирование дальней поездки на электромобиле требует использования специализированных приложений (например, PlugShare или EcoFactor) для прокладывания маршрута через зарядные станции.
Заправка полного бака бензина занимает 3–5 минут. Время зарядки электромобиля зависит от мощности станции.
Эта разница делает бензиновые авто более удобными для тех, кто постоянно спешит или нет возможности для ночной зарядки.
Электромобиль — идеальный выбор для города. Мгновенное ускорение, тишина в салоне и отсутствие вибраций создают высокий уровень комфорта. Рекуперативное торможение делает движение в пробках менее утомительным и более экономным.
Бензиновое авто остается более универсальным для тех, кто совмещает городские поездки с частыми междугородними путешествиями. Оно не требует длительных остановок и не зависит от доступности зарядных станций.
Выбор между электромобилем или бензиновым авто в 2026 году — это компромисс между экономией в долгосрочной перспективе и удобством «здесь и сейчас». Электрокар предлагает значительную экономию на эксплуатации и высокий уровень комфорта, но требует больших начальных инвестиций и планирования дальних поездок. Бензиновое авто доступнее при покупке и универсальнее благодаря развитой инфраструктуре.
В конце концов, лучшее авто — то, что соответствует вашему стилю жизни и ежедневным задачам. А если ваш выбор — электроавтомобиль, сделать покупку более комфортной всегда готова команда Алло. Эксперты помогут подобрать полную экосистему — от самого авто до оптимальной зарядной станции и необходимых аксессуаров, чтобы ваш переход на электротранспорт был максимально комфортным. Благодаря большому ассортименту от разных брендов, магазин предложит решение, которое лучше всего соответствует именно вашим потребностям и бюджету.
Да, значительная экономия формируется за счет более дешевой электроэнергии и простого техобслуживания. Расходы на 100 км пробега могут быть ниже в 7–10 раз при зарядке дома.
Да, это самый выгодный и удобный способ зарядки. Большинство владельцев (около 80%) заряжают свои электрокары именно ночью дома, что полностью покрывает их ежедневные потребности в передвижении.
Электромобиль не продуцирует прямых выбросов CO₂, что делает воздух в городах чище. Однако его общий «углеродный след» зависит от источника генерации электроэнергии. Если это возобновляемые источники (солнце, ветер), то электромобиль значительно экологичнее.
Идея о том, что техосмотр авто с электроприводом не требует сервиса — опасный миф. Хотя ТО для EV трансформировалось из…
В поисках рекомендаций, как выбрать ноутбук, легко потеряться среди технических терминов и маркетинговых обещаний. Ведь ассортимент устройств широк, а количество…
Гибрид или электромобиль: что выгоднее в 2025 году? Хотя стоимость эксплуатации электрокара в 3–4 раза ниже за километр пробега по…
Потеря 40–60% запаса хода зимой электромобилем — такой показатель может отпугнуть любого потенциального владельца. Зимние условия действительно бросают вызов технологиям,…
Из-за того что с 1 января 2026 года покупка нового электрокара в Украине может подорожать на 20%, многие пользователи интересуются,…
Ищете, какая пароварка лучше, чтобы готовила без масла и действительно экономила время и нервы? Потому что после рабочего дня хочется…