В наше время сложно представить себе горный велосипед без системы амортизации (исключение составляют разве что шоссейные и городские модели).
Амортизаторы делают езду по неровной дороге более комфортной и значительно улучшают управляемость велосипеда. В этой статье мы расскажем вам о том, на какие типы делятся амортизационные вилки для велосипедов, об особенностях их конструкции, а также о том, какие они имеют преимущества и недостатки.
Преимущества амортизационных вилок
Главными преимуществами велосипедов, оснащенных амортизационными вилками, является повышенный комфорт, а также лучшая управляемость, которая достигается благодаря большему контакту колеса с поверхностью дороги.
Благодаря амортизационной вилке переднее колесо велосипеда плавно и с минимальным количеством сильных ударов проходит бугры и ямы. Велосипед, оснащенный амортизационной вилкой, даже на большой скорости не теряет контакт с поверхностью, благодаря чему его гораздо легче контролировать. Кроме этого, амортизационные вилки значительно уменьшают усталость от езды на велосипеде и износ его компонентов.
Недостатки амортизационных вилок
К недостаткам велосипедных амортизационных вилок можно отнести более высокую, чем у обычных жестких вилок, массу, и частичную потерю энергии, которая происходит при раскачивании (особенно сильно эта она ощущается при активном педалировании, и езде в гору). Тем не менее, производители современных амортизационных вилок стараются делать их все более легкими и оснащают настройками, позволяющими регулировать жесткость вилки, либо вообще заблокировать ее ход.
Особенности конструкции амортизационных вилок
Большинство амортизационных вилок построены по принципу телескопа (труба меньшего диаметра в трубе большего). Они состоят из так называемых «ног» — труб большего диаметра, внутри которых и расположен амортизатор. В «ноги» входят внутренние трубы (поршни вилки), а на стыке установлены манжеты, предотвращающие попадание пыли и грязи в внутреннюю часть вилки. Для усиления конструкции амортизационной вилки ее «ноги», как правило, соединяются бустером. Также обычно на «ногах» вилки имеются крепежи под дисковые или обычные (V-brake) тормоза и разъем для крепежа оси. Два поршня вилки и рулевую трубу велосипеда соединяет так называемая «корона» вилки. Настройки амортизационной вилки, как правило, расположены на короне и в нижней части «ног».
По компоновке велосипедные амортизационные вилки можно разделить на:
- Обычные амортизационные вилки — наиболее распространенные амортизационные вилки с системой телескоп (две трубы разного диаметра вдвигаются друг в друга);
- Длинноходные вилки, которые обычно выполняются в виде «двухкоронных» («ноги» вилки соединяют два звена);
- Перевернутые амортизационные вилки — система телескоп, но «поршни» вилок находятся снизу. Такой тип конструкции уменьшает «неподресоренную массу», улучшая сцепление с поверхностью, однако такие амортизационные вилки, как правило, более тяжелые и дорогие, а на их «поршни» попадает больше грязи;
- Специфические амортизационные вилки – менее распространенные амортизационные вилки для велосипедов с многопоршневой и многорычажной системой, а также вилки с одной “ногой”.
Отметим, что большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма (стандарт 1/8 распространен больше). Этот общепринятый стандарт поддерживают все производители велосипедов, велосипедных рам и рулевых колонок.
По длине хода вилки можно разделить на:
- Короткоходные амортизационные вилки — ход 25-30 мм (1 дюйм). Такие вилки, как правило, используются в недорогих кроссовых, прогулочных и городских велосипедах;
- Средние амортизационные вилки — ход 50-75 мм (2-3 дюйма) или ход 75-100 мм (3-4 дюйма). Используются в большинстве велосипедов для туризма, активного катания и гонок Cross-Country;
- Длинноходные амортизационные вилки — ход 120-300 мм (5-12 дюймов) и более. Вилки подобного типа обычно используются в специализированных двухподвесных велосипедах для скоростного спуска DownHill.
Типы амортизаторов в вилках велосипедов
Амортизационные вилки велосипедов по типу амортизаторов можно разделить на:
- Пружинные;
- Пружинно-эластомерные;
- Воздушные;
- Масляно-воздушные;
- Масляно-пружинные.
Амортизатором велосипеда называется система из демпфера и пружины. «Пружина» предназначена для того, чтобы гасить ударные нагрузки. Она может быть как стальная, так и пневматическая. Демпфер гасит колебания (за счет быстрого сжатия и медленного возвращения в начальное состояние). Он может быть воздушный, масляный, либо эластомерный.
Пружинные амортизационные вилки
К данному типу относятся самые дешевые вилки. Они имеют максимально упрощенную конструкцию, состоят из одной или двух пружин, расположенных в «ногах». В качестве амортизатора такие вилки работать не могут, поскольку в них отсутствует демпфер, однако они все-таки немного добавляют комфорта в езде. Как правило, пружинные амортизационные вилки не регулируются.
Пружинно-эластомерные амортизационные вилки
В таких вилках помимо стальной пружины установлен стержень из полимерного материала (эластомера), который и выполняет роль демпфера (на холоде эластомер обычно твердеет и не работает). Такие амортизационные вилки устанавливаются на недорогие велосипеды. Они не «текут» маслом и не «травят» воздух, однако имеют довольно примитивную конструкцию и небольшую надежность.
Воздушные амортизационные вилки
Роль амортизатора и демпфера в таких вилках выполняет воздух, который накачивается в амортизационную вилку при помощи специального насоса. Данные вилки довольно легкие, однако при экстремальном использовании из-за снижения плотности манжеты могут начать пропускать воздух.
Масляно-воздушные амортизационные вилки
В этих амортизационных вилках роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж (открытая/закрытая масляная ванна), а пружиной служит воздух, накачиваемый специальным насосом.
Масляно-пружинные амортизационные вилки
Демпфером в таких вилках так же служит картридж, заполненный маслом, однако пружина выполнена из стали. Как правило, вилки этого типа имеют более высокую надежность.
Настройка амортизационной вилки
В зависимости от типа, вилки могут иметь несколько настроек. Рассмотрим основные из них:
Preload — предварительная нагрузка
Настойка жесткости пружины в амортизационной вилке велосипеда. В дешевых вилках Preload слабо влияет на реальную жесткость пружины. Регулируется с помощью внешнего регулятора, либо заменой пружин амортизационной вилки.
Rebound — отбой, отскок
Регулировка скорости отскока амортизационной вилки (скорости возврата в исходное положение).
Compression — скорость сжатия
Регулировка скорости сжатия амортизационной вилки велосипеда (величина, обратная Rebound).
LockOut – блокиратор
Блокировка хода амортизационной вилки велосипеда (вилка становится “жесткой”).
Extension Control — регулировка длины хода амортизационной вилки
Блокировка или регулировка длинны хода амортизационной вилки велосипеда. Иногда данные настройки выносятся на руль велосипеда.
По аналогичному принципу построены и задние амортизаторы для велосипедов. Кроме этого, в некоторых моделях велосипедов могут применяться амортизаторы, встроенные в подседельные штыри, рулевые колонки и т.д.
Заключение
Теперь Вы знаете, чем отличаются амортизационные вилки для велосипедов, и легко сможете выбрать именно ту модель, которая будет соответствовать всем вашим требованиям. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях.