Долгожданная премьера «Аквамена» вчера успешно отгремела во всех кинотеатрах. И можно вздохнуть спокойно – не все так мрачно, как мы с опаской могли себе представить на основе предыдущих DC-шных провалов. Еще на стадии пре-продакшна проект обрастал кучей слухов и домыслов как фанатов, так и хейтеров. Кое-что сбылось, а кое-что и стало сюрпризом. Давайте посмотрим, что же получилось у Джеймса Вана и удалось ли «Аквамену» занять почетное место в списке удачных фильмов, снятых на основе комиксов.
Содержание
Немного о режиссерских трудах
На плечи «Аквамена», как настоящего атланта, была возложена миссия реабилитировать в глазах зрителя киновселенную DC, которая обзавелась плачевной тенденцией ежегодно клепать посредственные супергеройские боевики. Правда, к Нолану это никакого отношения не имеет – он справился с экранизациями «Бэтмена» настолько хорошо, что они стали просто каноническими. Его работы не идут в сравнение ни с какими другими попытками режиссеров снять хоть что-то более-менее удобоваримое. Увы.
В комиксных эпопеях Джеймс Ван — человек абсолютно новый. Ранее он был известен только умением создавать довольно-таки качественные хорроры, которые перерастали в целые франшизы. Здесь вам и «Пила», и «Астрал», и «Проклятие». Хотя и седьмой «Форсаж» тоже во многом обязан своим успехом работе малазийского режиссера. Шутка ли – «Форсаж 7» занял седьмую строчку (символично, да?) в списке самых кассовых картин в кинематографе.
Тем не менее, Вану удалось создать нечто непохожее на предыдущие фильмы, снятые в рамках расширенной киновселенной DC. Отдельных похвал достойна и операторская работа. Складывается впечатление, что в этой категории (как минимум в этой) фильм потягается за «Оскар» в 2019-м.
Если абстрагироваться от того факта, что Аквамен все-таки снизошел к нам со страниц комиксов, то перед нами предстает очень недурственное фентези с интересно прорисованным миром и довольно характерными персонажами.
Прорисовка персонажей
Начнем с самого Артура Карри. Еще в «Лиге справедливости», когда нас только знакомили с персонажем Аквамена, харизматичному гавайцу Джейсону Момоа удалось покорить в равной степени как женские, так и мужские сердца. Еще тогда он стал в противовес основным супергероям DC. В нем нет этого пафоса и мрачности, к которому мы уже успели привыкнуть в предыдущих экранизациях. Простой парень, который не любит все усложнять и не лезет в политику (пусть и подводную) без большой необходимости. Была бы его воля, он бы и дальше себе жил на суше, изредка спасая попавших в беду и надирая место чуть пониже спины плохим парням. Но обстоятельства вынуждают его не только разбираться со своими семейными проблемами, но и устанавливать справедливость в подводном мире. В этом ему помогает чувство юмора, толковые союзники и сверхспособности, унаследованные от атлантов.
Образ Меры, воплощенный Эмбер Херд, визуально отсылает нас к диснеевской Ариель своей огненно-красной шевелюрой. Мера тоже принцесса, правда, без хвоста и с незаурядными способностями воина. И в какой-то степени стратега. То же можно сказать и о матери Артура – Атланне. Хрупкая и женственная королева без всяких предрассудков в критический момент может взять свой трезубец и постоять за себя. Николь Кидман в своем новом амплуа смотрится очень органично, будто бы за ее спиной нет огромной фильмографии и целого ряда почетных кинонаград.
Для Уиллема Дефо «Аквамен» стал не первым супергеройским фильмом в его практике. Однако его роль наставника будущего Аквамена и советника короля слишком блеклая на фоне того, каким ярким у него получился Зеленый Гоблин в истории о Человеке-Пауке. Слишком уж этот парень с самурайским хвостиком правильный и положительный.
Если говорить об антагонистах, то здесь все еще плачевнее. Они обозначены с самого начала фильма и никакой интриги, в общем-то, нет. Сводный брат Орм, хоть и преследует вполне обоснованную цель, которая стала причиной его желания идти на сушу войной, не вызывает ровным счетом никакого сопереживания. Вполне ожидаемо, что он высокомерен и амбициозен. А это значит, что дальше по сюжету протагонисту придется своего неугомонного братца «приземлять». Хотелось бы здесь провести параллель между взаимоотношениями Тора и Локи, но нет. Если Артур еще потянет на сходство со скандинавским божеством с молотом, то Орм слишком далек от образа хитрого «серого кардинала». Одним словом – скучный парень.
Кроме Орма в сюжет ввели и земного врага Аквамена – Дэвида Кейна, более известного как Черная Манта. И смысл его пребывания в сюжете вообще остается непонятным. Скажем так, если бы его не было, то сценарий бы сильно не пострадал. Даже сэкономили бы экранное время, которое у «Аквамена» переваливает за 2 часа. Хотя, возможно, он был нужен только для того, чтобы устроить эпичный мордобой на Сицилии. Да, сцена получилась знатная. А вот сам персонаж – ни о чем.
Подводное царство и все-все-все
Созданный подводный мир достоин множества похвал. Не пожалели в Warner Brothers ни сил, ни средств на создание такого, что еще не показывали в кино раньше. Чего только стоят эти подводные мегаполисы с вполне наземной иллюминацией. В кинотеатре так и хочется нажать на паузу и рассматривать каждую деталь на картинке.
Не меньше впечатляют и жители подводного мира. Кроме самих атлантов, которые визуально выглядят так же, как и обычные Homo Sapiens, мельком показывают представителей и других рас. Легенда гласит, что ранее миром правили 7 королевств, часть из которых безвозвратно пала, а другая часть – живет на своих территориях (читай – акваториях). Некоторые обитатели этих королевств выглядят забавно, некоторые – пугающе, но в целом картинка получается очень контрастной. Много здесь и представителей фауны как и настоящей, так и фантастической, которая отлично дополняет морские глубины.
Здесь, под мегатоннами воды, иногда разворачиваются совсем нешуточные страсти. Апофеозом можно назвать сцену финальной битвы, которая очень напоминает то ли «Звездные войны», то ли сражение в последних «Мстителях» на территории Ваканды. А если говорить о наземных приключениях Артура и Меры, то прямые отсылки к «Индиане Джонс» тоже имеют место. Хотя эти квесты на суше неплохо разбавляют количество воды на квадратном кадре.
Конечно, возникают вопросы по физике вымышленного подводного мира. Под водой все герои общаются точно так же, как и на суше. То есть никому толща воды в коммуникации не мешает. Поначалу это сильно режет глаз, но потом втягиваешься в насыщенные события фильма, и этот явный недостаток выходит из поля зрения.
Повестка дня – стоит ли смотреть?
Многие считали, что снять годный фильм о супергере, находящемся в настолько глубоком запасе, просто невозможно. У DC Comics всегда в фаворе была парочка персонажей, которую они проталкивали в широкие массы год за годом: криптонианец в красно-синем трико и парень в черном плаще и маске с ушками. Аквамена часто называли одним из самых бесполезных персонажей, которые только существовали в комиксах. А количество шуток о нем в узких кругах может конкурировать с анекдотами о блондинках. Но Джеймс Ван сделал ход морским конем, пойдя от обратного.
«Аквамена», скорее, можно назвать семейной сказкой-фентези, в которой каждый найдет что-то интересное. Картина пронизана яркими кадрами, которые переливаются, как разноцветные камешки на солнце. Здесь есть место приключениям, трогательным моментам (но без перебора и попыток выжать слезу из зрителя), эффектным мордобоям и эпичным сражениям. И приятный бонус в виде простого и незамысловатого юмора, который разбросан небольшими вкраплениями по всему фильму. Для поклонников готического и нуарного DC это, конечно, сомнительное достояние. Но по сути «Аквамен» – это не супергеройское кино. Так что сомнения в сторону, и можно смело покупать билеты на ближайший сеанс. Во всяком случае, два с половиной часа развлечений вам обеспечены.