В данной статье мы поговорим о том, как выбрать надежную надувную лодку. Какими они бывают и чем друг от друга отличаются, на какие параметры стоит обращать внимание перед приобретением, крутить ли «педали» (читай — весла) самостоятельно или отдать предпочтение мотору? Давайте попробуем разобраться. Время прочтения — 9 минут.
Содержание
Определяемся с целью
Сначала потребуется определиться с целями, для которых вы намерены использовать лодку. Она может оказаться полезной в следующих случаях:
- Рыбалка или охота.
- Отдых на воде всей семьей – перебраться с берега на берег, добраться до острова.
- Чистой воды развлечение – увлекать за собой лыжника, надувной аттракцион или попросту пронестись с ветерком по водоему.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 3-местная |
Грузоподъемность | 390 кг |
Дополнительно | Ручки для переноски, рым, леерный трос, привальный брус |
Конечно же, не исключается тот вариант, что надувная посудина может пригодиться вам сразу для всех вышеуказанных целей.
Второй по счету, но не по значению фактор, который влияет на выбор судна, – это район предполагаемого плавания: размеры озера или водохранилища, особенности реки (широкая либо узкая, с каким течением), характерные черты морского побережья (залив или открытый берег).
Акватория обуславливает наличие или отсутствие волн и ветра, непосредственно от них будет зависеть безопасность спуска на воду. Чем меньше волны, тем ниже требования к мореходности плавсредства.
При сильном ветре выявляется такой признак, как парусность. Все надувные лодки имеют высокую парусность из-за небольшой массы, и, как правило, ее воздействие наиболее ощутимо на гребных лодках– перемещаться на судне с помощью весел навстречу ветру даже без сопротивления течения и волн будет весьма затруднительно.
Разобравшись с основными положениями, можно смело приступать к изучению характеристик лодок и их влияния на эксплуатацию, а, следовательно, и на ваш выбор.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Гребная, 2-местная |
Грузоподъемность | 200 кг |
Дополнительно | Рым, леерный трос |
Кратко о материалах
Множество современных надувных лодок производят или из поливинилхлорида (ПВХ), или из хлорсульфированного полиэтилена (хайпалона). Стоимость ПВХ гораздо скромнее и его ремонт менее хлопотный, а хайпалон крайне износостойкий, устойчив к химическому воздействию и ультрафиолетовым лучам.
В общем, можно говорить о том, что для посудины, которая не предполагает высокоинтенсивного использования, задействование ПВХ вполне оправдано.
Аксиомой для всех надувных лодок является следующее утверждение: чем плотнее материал, тем она увесистее, но и тем большие габариты может иметь конструкция, благодаря чему повышается мореходность, грузоподъемность и допустимая мощность мотора. Однако положение вещей таково, что быстроходное судно с внушительными размерами будет несколько тяжелее и его ценовая категория будет выше.
Вне зависимости от материала и технологии производства, не следует забывать о том, что любой баллон можно проткнуть, и в тот момент на воде вам будет глубоко без разницы, из чего он изготовлен. Самое главное, чтобы на борту имелся ремкомплект и насос. То же можно сказать и о технологии швов – они могут выполняться встык и внахлест, быть склеенными или сваренными при помощи ультразвука.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 4-местная |
Грузоподъемность | 400 кг |
Дополнительно | Бортовая защита вдоль баллона, леер спасательный, буксировочные кольца |
Выбираем между веслами и мотором
Для начала стоит определиться, что будет движущей силой вашей надувной посудины – весла либо мотор.
Использовать весла в качестве ведущего средства ходьбы, естественно, очень хорошо и к тому же, благодаря такому порядку передвижения, можно развиваться в спортивном плане. Однако эффективным этот «привод» будет лишь на водоемах с малыми площадями. Правда, большинство надувных лодок укомплектованы именно веслами: некоторые модели алюминиевыми (а, значит, легкими), иные – деревянными.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Гребная, 2-местная |
Грузоподъемность | 220 кг |
Дополнительно | Увеличенная площадь кокпита, рым-ручки для переноски на носу и корме, увеличенный диаметр баллонов, слань-книжка с антискользящим покрытием, уключины с завинчивающимися фиксаторами, подставка для удилищ |
Даже в том случае, если посудина оборудована мотором при спуске на воду необходимо «вооружаться» хотя бы одним веслом. Также советуем акцентировать свое внимание на уключинах, потому что от их типа и особенностей фиксации весла, в большинстве своем, зависит комфорт во время гребли.
Даже несмотря на то, что ходьба под веслами поможет создать бесподобную атмосферу для прогулки по воде, к сожалению, для больших водоемов они будут мало результативными – ветер, волны и течение сделают ваш уик-энд незабываемым не в лучшем смысле этого слова, а заряд положительных эмоций гарантирован всем, кроме гребца.
Физическое напряжение при такой гребле колоссально возрастет, и на обратный путь вам может элементарно не хватить сил. Если же вы желаете испытать себя в гребле на стремительной реке, то начните с хода против течения – таким образом, вы стопроцентно сможете возвратиться в точку старта. Если же подобные тренировки вас не особо интересуют, то смело оснащайте свое судно подвесным мотором.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 4-местная |
Грузоподъемность | 450 кг |
Дополнительно | Широкий защитный привальный брус, якорная канавка в носу, страховочный фал, защитный бампер на верхнем торце транца, брызгоотсекающие косынки между баллонами и транцем, ручки для переноски, уключины, рым, леерный трос |
Габариты
Габариты надувной лодки – это еще одна важная характеристика, которая оказывает влияние практически на все остальные параметры.
При покупке гребной лодки главное – не переборщить с размерами, ведь идти под веслами на большом, а значит тяжелом, плавательном средстве довольно затруднительно.
В случае с моторными лодками следует заострить внимание на мощностных показателях двигателя, если мотор достаточно мощный и может «справиться» даже с увесистой посудиной, то лучше, конечно же, остановиться на крупногабаритном судне.
Чем солиднее размеры надувной лодки, тем выше ее грузоподъемность, мореходность и безопасность. На таком плавсредстве можно разместить больше пассажиров, снастей и провизии, судно будет устойчиво на воде и, как следствие, станет эргономичнее и комфортнее при эксплуатации, что поможет сделать каждый из ваших заплывов более приятным и непринужденным.
Необходимо прикинуть количество людей, вещей и провианта, которые пригодятся вам во время плавания, просуммировать их общую массу – грузоподъемность не должна быть ниже полученного значения (это относится к лодкам, напрямую зависящим от объема бортовых баллонов).
Установленная изготовителем грузоподъемность – это скорее предельно допустимая загрузка, при которой ходовые свойства судна остаются оптимальными. Этот показатель не значит, что такое количество людей смогут удобно расположиться на лодке – к примеру, удить рыбу стоя комфортно смогут не более чем два рыбака в лодке любого размера.
Конечно же, у крупногабаритных суден имеются и свои недостатки:
- Более высокая стоимость (в особенности мотора)
- Солидная масса
- Сложности при транспортировке и сборке
Лодки, длина которых превышает 4 метра, большинство владельцев стараются вообще не сдувать, а перевозить и хранить на специальных лодочных прицепах.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 4-местная |
Грузоподъемность | 730 кг |
Дополнительно |
Клапан спуска воды, ручки для переноски, уключины, рым, водоотбойник, леерный трос |
Поэтому задумайтесь, в каких условиях вы будете содержать свое судно. Плавсредство длиной менее 3,3 метра в спущенном виде отлично можно разместить в домашнем шкафу или багажнике автомобиля, а надувные посудины до 2,6 метра можно транспортировать даже в рюкзаке.
Для длинных лодок потребуется больше свободного пространства, и хранить их в домашних условиях будет затруднительно. Помните о том, что вам необходимо будет доставить набор до машины, а масса отдельных составляющих в 50-60 кг может создать для вас в этом деле некоторые проблемы.
Транцы моторных лодок
Как становится понятно из названия подвесного мотора, его нужно куда-то подвесить.
Местом для закрепления мотора на судне является транец – это часть кормы, на которой фиксируются крепления мотора. От прочности и жесткости крепления транца на вашей лодке зависит мощность двигателя, которым вы можете оборудовать свое плавательное средство.
У надувных лодок выделяют два вида транцев:
Навесной транец являет собой Т-образный элемент из дерева или металла, который вставляется в пазы на корме судна и фиксируется при помощи веревочных стержней или стяжек. Эти транцы, в основном, устанавливают на маленькие (до 3 м) гребные лодки. Разумеется, что о жесткости крепления к плавсредству говорить не стоит, как и высокой мощности мотора, который можно подвесить на подобный транец. Как правило, он предназначается для электромотора, но компания-производитель может указывать допустимую мощность до 3 л.с.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, гребная, 2-местная |
Грузоподъемность | 250 кг |
Дополнительно |
Рым, леерный трос |
В суровой реальности такой транец едва выдерживает и 2 л.с. – из-за слабой жесткости фиксатора мотор на больших оборотах будет «закапываться» под судно, и присутствует риск вырвать транец, поэтому о высоких скоростях здесь не может быть речи. Но если условия водоема благоприятны для хождения под веслами, то этого транца и электромотора будет более чем достаточно. А весь свой потенциал данная конструкция сможет продемонстрировать на рыбалке, при троллинге, когда необходима тишина и маленькая скорость перемещения.
Стационарный транец – это самый распространенный тип транца для надувных моторных лодок. В сущности, его наличие и является характерным признаком, отличающим моторную посудину от гребной. Делают его чаще всего из дерева или пластика, время от времени добавляя накладку в области крепления мотора.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 1-местная |
Грузоподъемность | 180 кг |
Дополнительно |
Ручки для переноски, уключины, рым, водоотбойник, леерный трос |
Стоит обратить внимание на то, как фиксируется транец между кормовыми баллонами судна – именно на это крепление «возлагается» основная нагрузка по передаче усилия от подвесного мотора к плавсредству.
В принципе, такие ситуации – большая редкость и порвать крепление транца фактически невозможно, преимущественно, если придерживаться ограничений, рекомендуемых изготовителем по мощности мотора, массе и загрузке лодки.
Водоизмещающий и глиссирующий режимы
Стоит вблизи рассмотреть подробнее такой важный момент, как передвижение вашего моторного судна по воде. Существует два режима:
- Водоизмещающий
- Глиссирующий
Под водоизмещающим способом понимают перемещение лодки с помощью весел, лодку под парусами, круизный лайнер, танкер, крейсер «Аврора» и вообще какое-либо плавучее средство, движущееся со сравнительно небольшой скоростью.
Днище подобного судна полностью погружается под воду, нос величественно «разрезает» водяной массив, эквивалентный водоизмещению (отсюда, собственно, и название режима). Скорость при таком способе, как правило, обуславливается мощностью мотора и длиной плавсредства.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Гребная, 1-местная |
Грузоподъемность | 197 кг |
Дополнительно |
Ручки для переноски, рым, леерный трос |
Есть максимальная скорость лодки в текущем режиме, преодолеть отметку которой не выйдет, даже при существенном увеличении мощности мотора – она попросту уйдет на создание волн за кормой.
С другой стороны, ваша лодка почти всегда может развивать такую скорость, вне зависимости от массы груза или его распределения: требуемая для этого мощность мотора для всех надувных плавсредств мала и находится в промежутке 3-9 л.с. в соответствии с габаритами судна. В действительности скорость составляет около 10-16 км/ч. Положительными аспектами данного режима являются:
- Высокая грузоподъемность
- Безопасность (причинить вред надувной лодке или мотору при такой скорости едва ли возможно)
- Демократичная стоимость
- Весовые показатели мотора
С ходьбой в глиссированном режиме все обстоит несколько иначе: набрав определенную скорость, корпус судна приподнимается набегающим прессингом воды и за счет этого же напора удерживается, плавсредство скользит по воде, или проще говоря, глиссирует.
При этом заметно понижается сопротивление воды и существенно повышается скорость перемещения. Пример глиссирования: плоский камешек, прыгающий по воде. Притом усилие, которое нужно для поднятия посудины, порядком выше, нежели силы, необходимые для поддержания движения на глиссировании. Благодаря этому, с выходом на глиссирование затраты топлива становятся меньше.
Для перехода на этот режим потребуется сильный встречный напор воды, который поднимет судно, и физическая способность лодки возвыситься над водой. Необходимый прессинг обеспечит мощный подвесной мотор, а возможность подняться над водой – правильное распределение груза и достаточная жесткость корпуса плавсредства.
Чем меньше масса, тем усилие, необходимое мотору для «поднятия» лодки, ниже, посему глиссированный режим всегда представляет собой компромисс между скоростными показателями и массой транспортируемого груза. Следует сказать, что скорость может быть довольно-таки приличной, скажем, у крупногабаритных лодок типа RIB она может достигать отметки 60 км/ч.
Формула для расчета скорости и мощности для выхода любого судна на режим глиссирования достаточно мудреная, так что в большинстве случаев лучше пользоваться эмпирическим приемом: на каждую лошадиную силу мотора приходится менее 20-25 килограмм массы плавательного средства (меньшая цифра касается килевых лодок, а большая – плоскодонных).
Киль или плоское дно?
Сейчас мы подобрались к такому признаку надувных лодок, как наличие киля или килевого днища. Для плоскодонных суден характерна меньшая устойчивость на ходу, зависимость от воздействия ветра и волн, а также они запросто сбиваются с намеченного курса, в особенности тогда, когда лодка идет в водоизмещающем режиме.
Хотя устойчивость «плоскодонки» во время стоянки выше и она стремительнее выходит на глиссированный режим. Помимо того, такие лодки более низки в цене, гораздо легче и имеют упрощенную конструкцию. Короче говоря, это отличный вариант для рыбалки в спокойном водоеме.
Килевые же плавсредства оснащены надувным килем. По продольной оси судна, по центру днища расположен дополнительный баллон, когда он надувается, плоское дно обретает V-образную конфигурацию. Непосредственно составные части лодки тоже склеены так, чтобы при надувании корпус приобретал необходимую геометрию. В итоге такая лодка на порядок устойчивее в управлении, лучше «разрезает» волны и, в принципе, имеет большую мореходность. Стоимость и масса такого судна выше, нежели у плоскодонной лодки.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 4-местная |
Грузоподъемность | 530 кг |
Дополнительно |
Клапан спуска воды, ручки для переноски, уключины, рым, водоотбойник, леерный трос |
Кроме того, килевая лодка во время стоянки имеет меньшую устойчивость, а для ее выхода в глиссированный режим требуется мотор помощнее. Как принято, маленькие судна с длиной до 3,5 м выпускают как с килем, так и без него, и, в основном, киль предусмотрен на крупноразмерных лодках.
«Пройдемся» по палубе
Также немаловажным критерием является тип палубы вашего плавсредства, потому что именно от него будет зависеть комфортабельность пребывания на нем пассажиров. Есть три вида палубы:
- Сланевая
- Сплошная жесткая
- Надувная жесткая
Широко распространенная вариация палубы – сланевый настил, который представляет собой комплект плоских листов (сланей), изготовленных из водонепроницаемой фанеры, им выстлана мягкая палуба посудины с установленными интервалами. Ступив на этот лист, ваша нога не «погрузнет» на 5-10 см, как это бы обязательно произошло, если бы вы наступили на обыкновенное натянутое дно из резины.
Этот вариант не гарантирует вам тотальное удобство на палубе, однако изменения в лучшую сторону, сравнивая с мягким днищем, безусловно, ощутимы. Такие судна отличаются скромными весовыми характеристиками и «вменяемой» стоимостью.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Моторная, 3-местная |
Грузоподъемность | 390 кг |
Дополнительно |
Бортовая защита вдоль баллона, леер спасательный, буксировочные кольца |
Второй по популярности является палуба со сплошным настилом. Для удобной перевозки он разбирается на несколько частей. Сплошной настил производится из фанеры или алюминия. Фанера – дешевле, алюминий – легче. Этот тип обеспечит вам хорошую устойчивость на днище, которое не проваливается.
Третий тип, характерен для лодок высшего ценового разряда, в нем собраны все преимущества двух ранее упомянутых палуб – небольшая масса, как у сланевой палубы, и жесткость, как у сплошного настила.
Это надувная палуба (airdeck) – вспомогательный плоский баллон (или несколько секций), который также наполняется воздухом. Отличие состоит только в давлении – в палубном отсеке оно больше, нежели в бортовых баллонах судна. В конечном итоге получаем относительно жесткую палубу, которая не повышает общую массу плавсредства на 10-25 кг. Подобную лодку гораздо проще переносить и хранить в спущенном виде.
Единственное, что режет глаз – это приличные затраты, однако положительные моменты, согласитесь, имеют значительный перевес. Кое-кому, в частности, рыбакам и охотникам, грезится, что эту палубу легко проколоть, упустив на нее какой-либо острый предмет.
Но здесь стоит учитывать, что вся лодка надувная, а значит, уязвимая, посему, если здорово захотеть, можно проткнуть и бортовой баллон. Для душевного спокойствия особенно бережливые владельцы стелют резиновые автомобильные коврики.
Что такое RIB-катер
В настоящий момент набирает обороты «полужесткий» тип лодок под названием RIB (Rigid Inflatable Boat), что в переводе означает «жесткая надувная лодка». Это плавсредства, имеющие жесткую палубу, неразборное дно, но при этом с надувными бортами. К их плюсам можно отнести:
- Жесткое строение килеватого корпуса
- Твердую палубу
- Сиденья
- Возможность установки на палубе рулевой консоли с дистанционным управлением мотора
- Стационарный топливный бак
Проще говоря, это заправский катер, обладающий жестким корпусом, но с меньшим весом и большей грузоподъемностью, к тому же его практически нереально «потопить». Цена такого судна нашла свою нишу в промежутке между дорогостоящими надувными лодками и всецело жесткими катерами.
Мореходность RIB по достоинству оценили военные, спасатели и водная полиция – большинство маломерных суден, которыми располагают вышеназванные формирования, принадлежат к данному классу.
Ко всему прочему, такие лодки отлично подходят для семейного отдыха, ведь они являются весьма эргономичными и мореходными плавательными средствами. Наиболее оптимальные условия эксплуатации – морское побережье, так как в отличие от крупногабаритного катера из пластика или алюминия, RIB без проблем можно вытянуть на берег при шторме или на время ночевки, а совладать с прибоем позволит мощнейший мотор.
Такое плавсредство отличается специфическим внешним видом: она представляет собой надувную лодку с рамой и прихотливого покупателя это может отпугнуть. Хранить судно можно либо прямо на воде, либо на лодочном прицепе, потому что процедура ее монтирования отнимает слишком много времени.
Катер, как правило, никогда не разбирают до комплектующих частей, которые позволили бы хранить его с тем же комфортом, что и обыкновенную надувную лодку.

Параметры | Характеристики |
---|---|
Тип лодки | Гребная, 1-местная |
Грузоподъемность | 160 кг |
Дополнительно | Отверстие в защитном конусе на носу лодки, толерантный к химическим воздействиям и перепадам температур ПВХ повышенной плотности, уключины |
На что еще обратить внимание
Отметив для себя ключевые параметры необходимой лодки, вам останется лишь удостовериться в том, что ее комплектация соответствует вашим желаниям. Незначительные, на первый взгляд, детали могут существенно сказаться на удобстве при пользовании судном.
К этим мелочам, к примеру, можно отнести наличие рукояток для переноски плавсредства. Ведь не очень приятно после покупки будет выявить, что вашу надутую и собранную посудину весом 30-50 кг не за что приподнять для того, чтобы спустить ее на воду. Особенность уключин и места фиксации весел также выступают довольно значимым критерием – в лодке с малыми размерами весла, которые болтаются под ногами, превратятся в серьезную помеху.
К тому же стоит акцентировать внимание и на количестве сидений. Некоторые судна, спроектированные для 2—3 пассажиров, скамья в базовом наборе только одна, а второй можно обзавестись в качестве отдельной опции.
Сюда же входят такие вещи, как мягкие чехлы на сидения, пристегивающиеся сумки для снастей и прочее. Высидеть на жесткой поверхности свыше одного часа у вас вряд ли получится, поэтому лучше сразу приобрести мягкие накладки.
Кроме того, нелишним будет сливное отверстие для воды в кормовой части. Вода в любом случае окажется в плавательном средстве при посадке, высадке или купании, от накатывающихся волн и во время работы мотора. Наличие отверстия позволит избавиться от воды, не опрокидывая судно – казалось бы, незначительный нюанс, но порой это неплохо выручает.
При подведении итогов стоит заметить, что образцовая посудина – это что-то из области фантастики, каждая лодка проявляет свои преимущества в определенных обстоятельствах. Если вы намерены рыбачить в одиночку на спокойном пруду, то отдайте предпочтение маленькой надувной гребной лодке со сланями.
Если собираетесь выезжать семьей (3 человека) на природу, то судно длиной 3,5 м с твердой палубой вам в помощь, а для компании, состоящей из 5-6 пассажиров, будет целесообразнее покупка крупноразмерного плавсредства. Универсальной является посудина длиною 3,5 м с вклеенным транцем, килеватым дном и сплошной палубой из алюминия.
Также по теме:
- Как выбрать лодочный мотор
- Как выбрать рюкзак для охоты и рыбалки
- Умная рыбалка: что такое эхолот и как его выбрать?
- Как выбрать аксессуары к лодкам
- Как выбрать байдарку
- Обзор для поклонников рыбалки: эхолот Deeper PRO+
- Как выбрать аккумулятор для лодочных электромоторов
- Как выбрать поплавочные оснастки и готовые монтажи для рыбалки