Студийные стойки — базовый инструмент фотографа. Если ваша цель — полноценная и разнообразная работа со светом, наша статья будет вам полезна! Мы расскажем, какие студийные стойки есть в продаже, и на какие параметры нужно обратить внимание при выборе модели. Время прочтения — 8 минут.
Содержание
Зачем нужны студийные стойки
Взаимодействие со светом — первоочередная задача любого фотографа. И неважно, работает ли он в студии или на выезде. В любом случае в ход идет набор осветительных приборов и светомодификаторов. Для их размещения и нужны студийные стойки. Именно от стойки зависит, будут ли ваши приборы в безопасности, не опрокинутся ли от ветра или толчка. Стойка позволяет управлять рисующим светом и создавать заполняющий. Более того — на стойки помещают не только свет, но и софтбоксы, отражатели, фоны… В ход идут даже камеры и рекордеры для записи звука! Всё зависит от вашей фантазии и поставленных творческих задач.
Давайте разберемся, какие стойки лучше выбрать под ваше студийное оборудование.
Виды студийных стоек
В зависимости от формы и комплектации, разные стойки позволяют достичь разных эффектов. Условно все студийные стойки можно разделить на такие группы:
- стандартные триподы под свет;
- стойки-журавли;
- стойки для фонов и отражателей.
Стандартный трипод
Студийная стойка, фотостойка, студийный штатив… Как только его не называют! В основе трипода — складной каркас и тренога, на которую он установлен. Это аксессуар, который можно оставить в съемочном павильоне, а можно захватить с собой на выездную съемку.
Стойка для подсветки фона Mircopro LS-8104
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 3 |
Максимальная высота | 125 см |
Минимальная высота | 58 см |
Допустимая нагрузка | 4 кг |
Масса | 1,3 кг |
Mircopro LS-8104 — универсальный трипод, который можно использовать самостоятельно или как часть составной конструкции. Годится для наклонного и даже горизонтального (настенного) монтажа. Модель миниатюрная и очень компактная. Легко транспортируется, подходит для высвечивания фона и предметной съемки. В частности — для подсвечивания лайткубов, помещенных на стул или журнальный столик.
Стойка компактная Godox 210см (210B)
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 4 |
Максимальная высота | 210 см |
Минимальная высота | 53 см |
Допустимая нагрузка | 1,5 кг |
Масса | 1,04 кг |
Godox 210см — более универсальная модель. Поможет создать заполняющий свет при съемке ростового портрета, либо поиграть со светотенью. В сложенном виде легко помещается в рюкзак. Длина одной из ножек регулируется. Это позволит сбалансировать стойку даже на наклонной поверхности. В своей ценовой и размерной категории Godox 210см считается суперустойчивой конструкцией. Такая стойка противится опрокидыванию и заботится о вашей технике.
Журавль
Это модификация классического трипода, оснащенная стрелой. Управляя журавлем, вы сможете перемещать лампу, подсвечивать объект съемки сверху, снизу, по диагонали, добавлять светотеневые акценты на фон и т. д. Иногда на стрелу крепят не только студийный свет, но и рекордеры, смартфоны, зонты… Чтобы уравновесить конструкцию, на свободный конец журавля помещается груз.
Стойка-журавль для студийных вспышек Mircopro LS-5001 (нагрузка 6 кг)
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 2 |
Максимальная высота | 256 см |
Минимальная высота | 109 см |
Допустимая нагрузка | 6 кг |
Масса | 2,71 кг |
Mircopro LS-5001 — мощный студийный журавль, который справится даже с массивной техникой. Совместим с крупными октобоксами и портретными тарелками. Позволяет снимать ростовые портреты, делать групповые снимки и т. д. Не перекрывает пространство между объектом съемки и фотографом.
Перекладина для журавля Visico LS-5002
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 2 |
Максимальная высота | 130 см |
Минимальная высота | 50 см |
Допустимая нагрузка | 6 кг |
Масса | 500 г |
Visico LS-5002 — перекладина, которая «наживляется» на стандартный трипод и превращает его в полноценный журавль. Подходит для студии. Позволяет размещать вспышку и софтбокс над (или под) объектом. В качестве противовеса можно использовать любой предмет, который поместится в комплектную сумку.
Стойка для фона, отражателя
Комплекты бумажных и тканевых фонов позволят экспериментировать и расширят ваш творческий горизонт. Но без качественного держателя толку от фотофона не будет! Чтобы собрать держатель типа «ворота», можно взять две студийные стойки и перекладину. Такая конструкция подойдет для тканевых фонов. Увы, бумажный фон на перекладине будет прокручиваться. В этом случае понадобится специальное торцевое крепление. Хотите использовать отражатель или хромакей на каркасе? Тогда перекладина вообще не нужна! Лучше взять студийную стойку с пружинным держателем.
Стойка для фона Visico MBGS-7070
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 2 см |
Максимальная высота | 68 см |
Минимальная высота | 30 см |
Допустимая нагрузка | 1 кг |
Масса | 1 кг |
Visico MBGS-7070 — держатель фона, оснащенный двумя прищепками. Конструкция очень компактная, переносная. Идеально подходит для крепления ПВХ-фонов. Расширит ваши возможности во время предметной съемки.
Стойка для отражателя или фона Visico RH-015
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 4 |
Максимальная высота | 200 см |
Минимальная высота | 100 см |
Допустимая нагрузка | 1 кг |
Масса | 1,5 кг |
Visico RH-015 — еще один симпатичный алюминиевый держатель. Годится не только для предметки, но и для съемки ростовых портретов. Облегчит работу фотографа и позволит справиться без ассистента. Это особенно актуально в домашней студии, где нет лишних рук, чтобы держать отражатель.
Размер студийной стойки
Высота стойки — ультраважный параметр! От него зависит, в каких случаях вы сможете применять выбранную модель. Максимальная высота стойки указывает, как далеко вы сможете поднять осветительный прибор. Это важно при работе с рисующим светом. Минимальная высота стойки определяет, сможете ли вы проводить съемку с пола, предметную съемку и т. д.
Не стоит забывать и о толщине стойки. Чем она толще и прочнее, тем тяжелее оборудование, которое можно пустить в ход. Это особенно актуально, если со вспышкой вы планируете использовать массивный полутораметровый октобокс или двухметровый стрипбокс.
Студийные стойки высотой до 1 м
В данной группе стоит выделить лягушку — стойку без центральной штанги. В сущности, это тренога, на которую крепится осветительный прибор. Лягушки подходят для напольного и настольного применения (в зависимости от размера и разброса ног). С их помощью вы сможете подсветить пол и расположенные на нем объекты. Также низкие стойки помогают подсвечивать декорации, работать с предметными столами и лайткубами.
Настольная стойка для света Puluz PU408
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 1 |
Максимальная высота | 21 см |
Минимальная высота | 17 см |
Допустимая нагрузка | 5 кг |
Puluz PU408 — пример стойки высотой до 1 м. Суперкомпактная тренога, которая выведет предметную съемку на новый уровень. Помещается на полу и на столе, отлично взаимодействует с фотобоксами. Регулировать высоту штатива можно при помощи поворотной ручки.
Студийные стойки высотой до 2 м
Чтобы получить заполняющий поток света, вам потребуется стойка высотой в 1,5–2 м. Такой аксессуар актуален для маленьких студий и выездных фотосессий. Он позволит равномерно подсветить тело модели, избавиться от резких теней и контрастов.
Студийная фото стойка с пультом Fancier Weifeng WT-803 200 см портативный штатив для лампы кольцевой
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 3 |
Максимальная высота | 200 см |
Минимальная высота | 75 см |
Допустимая нагрузка | 2,5 кг |
Масса | 900 г |
Fancier Weifeng WT-803 — пример того, что ожидает вас в категории «до 2 м». Это эффективная студийная стойка, которая подходит для крепления кольцевых ламп, вспышек, софтбоксов и т. д. В наличии пульт, который позволит отказаться от ассистента.
Студийные стойки высотой до 3 м
Когда речь идет о рисующем свете, важно понимать: источник должен быть расположен НАД моделью. Следовательно, для съемки в полный рост вам понадобится стойка от 180 см и выше. Золотой стандарт — 2,5–3 м. Вы всегда сможете опустить прибор на таком триподе. А вот поднять его выше, чем допускает конструкция — увы, нет. Трехметровые массивные стойки подходят для студийной работы. Они без проблем выдерживают вес моноблоков, тяжелых LED-панелей, октобоксов и т. д.
Стойка держатель штатив для студийного оборудования Falcon Eyes LM 2900 GAB 2.9 м (7994603705)
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 3 |
Максимальная высота | 284 см |
Минимальная высота | 119 см |
Допустимая нагрузка | 5 кг |
Масса | 2,3 кг |
Falcon Eyes LM 2900 — образец студийной стойки высотой до 3 м. Мощная трехсекционная конструкция позволит экспериментировать с рисующим светом. В наличии надежный пневматический амортизатор. Он позаботится, чтобы секции, нагруженные хрупкой техникой, опускались максимально бережно.
ВАЖНО: 3 м — не предел! Существуют стойки высотой и до 7 м. Такие модели проявят себя на профессиональных студиях, в кинопроизводстве и т. д.
Портативные студийные стойки
Имеете дело с выездными съемками? Таскаете с собой гору оборудования? Тогда присмотритесь к портативным стойкам. Они позволят сэкономить не только время, но и пространство в багажнике. Обратите внимание на такие параметры:
- Длина в сложенном виде. Поместится ли стойка в ваш рюкзак или чемодан? Как правило, портативные стойки разбиваются на большое количество секций. Если стационарные модели могут состоять из 1 или 2 сегментов, то в мобильных конструкциях их может быть 3 и даже 4! Такая стойка складывается, как телескопическая удочка, и занимает минимум пространства. Но есть и минусы. Каждая новая секция тоньше предыдущей! Если их много, то верхний сегмент будет хлипким и вряд ли удержит массивный осветительный прибор.
- Вес. Чем меньше весит стойка, тем проще её перевозить! Данный параметр напрямую зависит от материала, из которого изготовлена стойка. Стальные конструкции более устойчивы, но и весят немало. В свою очередь, алюминий мобилен. С ним можно отправиться хоть на край света! К сожалению, это негативно сказывается на устойчивости стойки. Любой толчок может привести к опрокидыванию.
- Наличие чехла. Если стойка оснащена чехлом, ее проще перевозить и хранить. Покупать чехол отдельно от оборудования невыгодно — он влетит вам в копеечку. Если планируете часто покидать студию, сразу присмотрите себе «зачехленный» комплект.
- Диаметр устойчивости. Длина ног и их разброс показывают, насколько устойчивой будет стойка. А еще — сколько пространства она займет в разложенном виде. В случае портативной стойки допустим небольшой разброс. Такую конструкцию вы сможете установить в ограниченном пространстве (на тротуаре, столе и т. п.).
Амортизация
Один из важнейших параметров при выборе стойки. Зачем нужна амортизация? Чтобы вы могли в любой момент изменить высоту стойки. И при этом не бояться, что верхние секции провалятся в нижние и повредят оборудование. Амортизаторы смягчают и замедляют падение верхней секции. Существует два типа защитных механизмов:
- Пневматические амортизаторы. Когда верхняя секция освобождается, воздух из штанги постепенно стравливается через специальную прокладку. Секция опускается плавно, медленно, без риска повредить оборудование. Увы, бюджетные модели могут быть оснащены некачественными прокладками. Со временем такая стойка может вообще перестать складываться! Если главное для вас — безопасность приборов, воздушная подушка не подведет. Если на первом месте — скорость и простота регулировки, присмотритесь к другим амортизаторам.
- Пружинные амортизаторы. Верхняя секция проваливается в нижнюю и «приземляется» на пружину. Регулировка высоты быстрая, комфортная. Но постарайтесь трезво оценить вес оборудования. Слишком тяжелая вспышка (лампа, панель etc) могут сжать пружину, не заметив её сопротивления. В этом случае толчок будет грубым и опасным для прибора.
Стойка на пневмоподушке Godox 260см (260T)
Параметры | Характеристики |
---|---|
Количество секций | 3 |
Максимальная высота | 260 см |
Минимальная высота | 100 см |
Допустимая нагрузка | 7 кг |
Масса | 1,1 кг |
Godox 260см — пример того, как выглядит качественная амортизация! Это высокая трехсекционная стойка, которая позаботится о сохранности ваших ламп. В наличии мощные винтовые зажимы и воздушный амортизатор. Никаких рывков и падений! Сегменты стойки будут плавно перемещаться даже под тяжелым (до 7 кг) прибором.
Как выбрать студийные стойки
Давайте выясним, на какие еще параметры стоит обратить внимание.
- Грузоподъемность. Все студийные стойки рассчитаны на оборудование разной массы. Опытные фотографы считают, что среднестатистическая стойка без проблем выдерживает вдвое больший вес, чем заявлено в паспорте. Но чем тяжелее оборудование, тем сильнее стойка будет раскачиваться. Чтобы избежать опрокидывания, нужно следить за центром тяжести и не перебарщивать с грузом.
ВАЖНО: учитывайте не только вес осветительного прибора, но и светомодификатора! Кроме того, крупные октобоксы и стрипбоксы смещают центр тяжести и могут обрушить конструкцию.
- Зажимы. Секции стойки скрепляются при помощи зажимов. В магазинах доступны винтовые и хомутовые конструкции из пластика либо металла. Тут всё просто: металл надежнее, но массивнее. Пластик — легче и бюджетнее, но вряд ли удержит серьезный вес. Выбирайте материал, исходя из задач, которые ставите перед стойкой. Что касается конструкции, то зажимной винт лучше держит секции. Есть и минус: чтобы изменить высоту стойки хоть на сантиметр, вам придется потратить время на раскручивание/закручивание винта. Хомуты удобнее в регулировке. Но со временем такой зажим ослабеет, и его нужно подтягивать.
- Ролики. Для вас важна мобильность оборудования? Тогда присмотритесь к стойкам на роликах. При желании ролики можно установить на уже купленный трипод. Главное — знать диаметр ножек (19, 22 или 25 мм). Ролики позволят легко перемещать студийные стойки по площадке. Кроме того, колеса не будут повреждать напольное покрытие (в отличие от ножек, которые скребут по полу при перетаскивании).
- Адаптер. Голова стойки определяет, какое оборудование на нее можно «наживить». Крепление на 5/8 дюйма считают универсальным. Такой адаптер подходит для большинства осветительных приборов и софтбоксов. Некоторые модели оснащены дополнительными насадками, которые можно размещать вертикально и горизонтально. Иногда резьбы может вообще не быть! Чтобы не ошибиться, заранее определитесь, какое оборудование вы планируете использовать со стойкой.
Вот и всё, что нужно знать о студийных стойках. Удачных вам поисков и легкого выбора!
Также по теме: