Статьи Транспорт

Безналичная оплата проезда в Украине: что мы имеем сегодня?

Несколько лет назад Верховная Рада Украины приняла закон о переходе на безналичную оплату проезда в коммунальном транспорте. За два с лишним года многие региональные транспортные ведомства отнеслись к этому с энтузиазмом, и жители многих городов уже с комфортом оплачивают проезд при помощи банковской карты, смартфона или электронного билета. Но некоторые города только готовятся к переходу на новую систему, а другие – вовсе не спешат и пока раздумывают, нужна ли она им.

Мы решили сделать небольшой анализ того, как в Украине обстоят дела с оплатой проезда по безналу сегодня. Какие способы оплаты существуют, какие города «в тренде» и что говорит по этому поводу статистика.

Почему решили вводить оплату по безналу?

Оплата проезда по безналу – Е-билет

С каждым днем мир все ближе к тому, чтобы полностью перейти от бумажных денег к электронным. По безналу мы рассчитываемся в магазинах, делаем покупки в Интернете, расплачиваемся за коммунальные услуги и совершаем еще огромное количество финансовых операций. То есть, выйдя из дома, не имея ни одной наличной гривны в кошельке, но имея банковскую карту, сегодня можно решить массу задач. Однако долгое время это не касалась оплаты в транспорте, из-за чего, хочешь не хочешь, а при себе нужно иметь наличку.

Но, если бы дело касалось только удобства пассажиров или желания Украины прослыть передовым государством и не отставать от стран, где е-билеты уже существуют годами, то такого шустрого развития данный вопрос бы не получил. Безналичная оплата проезда решает две важные проблемы – позволяет сократить штат работников городского транспорта за счет отказа от кондукторов (хотя многие транспортные предприятия переводят своих сотрудников на другие должности) и сэкономить средства, а также позволяет вести учет пассажиропотока, сбор статистических данных по нагрузке на разные маршруты в разное время дня и, конечно же, обеспечивает попадание каждой оплаченной гривны в бюджет.

Пожалуй, это и стало «волшебным пинком» для того, чтобы принять решение на переход к безналу в транспорте на законодательном уровне. Но закон приняли, а стандартов не указали. Поэтому городским транспортным управлениям, так или иначе, дали карт-бланш в вопросе реализации систем оплаты. Хотите – заключайте контракты с банками на предоставление оборудования и услуг, хотите – договаривайтесь с операторами мобильной связи и принимайте оплату с мобильных счетов абонентов. И из-за этого возникает некоторая путаница. Даже в рамках одного города системы оплаты (или их сочетание) могут быть разными.

Скорее всего, в будущем мы придем к единому решению этого вопроса. А пока нам приходится держать нос по ветру и учитывать особенности оплаты в разных видах общественного транспорта в своем городе.

Какие сегодня существуют варианты оплаты

Некоторые горсоветы щедро вкладывают бюджетные средства в оборудование и программное обеспечение. Другие же идут по пути наименьшего сопротивления, используя для оплаты смартфоны пассажиров. Одни решения кажутся вполне удобными, другие – не очень. Чем вообще, в зависимости от региона, сегодня можно оплатить проезд в транспорте?

Банковская карта

Оплата проезда по безналу – Карта 2

Это, пожалуй, один из простейших способов для украинского пассажира, так как с расчетами с помощью карты он наверняка знаком и не нужно разбираться в других способах оплаты и следовать пошаговым инструкциям. Для того, чтобы совершать оплату картой, в общественном транспорте должен быть установлен валидатор – считывающее устройство, в простонародье называющееся терминалом. Многие из них поддерживают карты с магнитной лентой, с чипом или бесконтактные карты с NFC. Поддерживаются карты любого банка.

Чем удобно: оплата картой понятна и удобна подавляющему большинству пассажиров, нет привязки к какому-либо конкретному банку.

Оплата со смартфонов или смарт-часов

Оплата проезда по безналу – Смартфон

Не всегда обязательно иметь банковскую карту с собой, чтобы расплатиться за проезд. Для этого вам понадобится модуль NFC на вашем смартфоне или смарт-часах и «привязка» банковской карты к сервису Apple Pay или Google Pay. Для оплаты достаточно приложить смартфон или часы к специальной отметке на бесконтактном валидаторе.

Чем удобно: это быстро и не нужно лезть в кошелек за картой, так как часы – на руке, а смартфон – всегда под рукой.

QR-код

Оплата проезда по безналу – QR-код (2)

Сегодня оплата посредством QR-кодов в основном применяется для клиентов Приват Банка. Работает это следующим образом. Вам понадобится смартфон с установленным приложением Приват24. Для начала в салоне транспорта нужно найти плакат с QR-кодом. Открываем приложение и сканируем код, после чего загрузится вкладка «Билет». Здесь выбираем тип проездного («стандарт» или «студенческий»), указываем количество билетов, выбираем карту, с которой будут списаны средства, и подтверждаем покупку. Последним шагом будет виртуальное «компостирование» билета в приложении.

Чем удобно: оплата происходит без использования стороннего оборудования, самый простой способ подтвердить свою оплату контроллерам.

Оплата через SMS

Оплата проезда по безналу – СМС

Во Львове, Ивано-Франковске, Виннице и Житомире рассчитаться за проезд можно с мобильного счета. Но доступен такой тип оплаты только для пользователей предоплаченной связи. В этих городах заключен контракт с «большой тройкой» мобильных операторов – «Vodafone», «Lifecell» и «Kyivstar». Так же, как и в случае с QR-кодом, пассажиру нужно найти в салоне транспорта пошаговую инструкцию. В ней можно увидеть номер, на который нужно отправить SMS-сообщение, а также реквизит маршрута и тип билета – льготный или полный. Средства списываются с вашего мобильного счета (без платы за услугу SMS, только тариф перевозчика) и в ответ вам придет подтверждение оплаты и выбранный тип билета. При покупке дневного абонемента или на проезд с пересадкой (срок действия – 90 минут), можно сэкономить.

Чем удобно: для оплаты проезда подходят даже обычные мобильные телефоны, которые не «смарт».

Единые транспортные карты (е-билет)

Оплата проезда по безналу – Е-карта

В тех городах, в которых реализована система транспортных карт, она является самой востребованной. Единая карта дает возможность пользоваться всеми видами транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, метро, а в некоторых городах – городскими электричками и фуникулерами. Карта приобретается один раз, а затем пополняется через терминалы или онлайн-банкинг на определенное количество поездок. В случае утери карты ее можно заблокировать, а оставшиеся средства перевести на новую. Есть у этой системы большой плюс для тех, кто пользуется общественным транспортом на постоянной основе – чем больше поездок за раз вы покупаете, тем дешевле выходит их стоимость. В Киеве, например, проезд стоит 8 грн, но если вы покупаете сразу 20-29 поездок, его цена снижается до 7,4 грн, если от 50 – то до 6,5 грн. Пользоваться картой просто — так как карта оснащена чипом, она просто подносится к валидатору. В случае успеха загорится зеленая галочка, а если средств на карте недостаточно или произошел сбой – красный крестик. Проверка оплаченного проезда совершается контроллерами с помощью специального оборудования.

Чем удобно: одна карта – весь транспорт, можно сэкономить на проезде, покупая сразу много поездок.

Одноразовый билет

Такие билеты приобретаются в специальных терминалах (а в некоторых городах — по-прежнему в кассах) и дают возможность прокатиться на общественном транспорте один раз. Эта система чаще всего применяется в метро и особенно удобна для приезжих или тех, кто пользуется электротранспортом редко. На билете может быть штрих- или QR-код, который считывается специальным устройством или вставляется в приемник билетов. Пока такая оплата рассматривается, как вспомогательная и временная, но вполне вероятно, что ее оставят на более длительный срок.

Чем удобно: если вы редко пользуетесь общественным транспортом и разбираться со всеми новыми технологиями не хочется.

Что говорят цифры

Безналичная оплата проезда успешно используется украинцами уже более двух лет. Согласно данным ПриватБанка, который запустил технологию оплаты проезда по QR-коду в 2017 году, и за которым закреплена оплата с помощью банковских карт, в большинстве случаев с каждым годом количество транзакций в городах заметно увеличивается.

Город

Когда внедрили систему

2017

2018

2019 (начало октября)

Львов

Январь 2017

569 640

2 389 560

3 315 547

Херсон

Март 2017

7 920

31 819

53 730

Ивано-Франковск

Март 2017

4 142

15 112

27 197

Чернигов

Март 2017

21 851

24 010

15 425

Днепр

Март 2017

138 620

478 855

798 955

Конотоп

Март 2017

491

Белая Церковь

Апрель 2017

325

71

28

Сумы

Апрель 2017

22 799

67 537

60 382

Хмельницкий

Апрель 2017

9 897

12 566

23 925

Черкассы

Июнь 2017

24 686

34 662

36 451

Александрия

Июль 2017

279

165

191

Николаев

Июль 2017

76 981

216 173

261 053

Краматорск

Июль 2017

150

36

42

Дружковка

Июль 2017

378

284

348

Кременчуг

Июль 2017

10 814

25 776

61 365

Житомир

Сентябрь 2017

7 259

21 972

29 444

Кривой Рог

Сентябрь 2017

3 666

51 028

85 152

Мариуполь

Октябрь 2017

5 117

32 287

59 311

Северодонецк

Март 2018

9 052

12 426

Знаменка

Июнь 2018

401

174

Запорожье

Сентябрь 2018

115

259

Винница

Январь 2019

1 001 972

Каменское

Август 2019

2 597

Всего поездок

927 600

3 409 860

5 845 816

Конечно, это не полная картина по всем городам Украины. Но, исходя из этих данных, лидером по количеству совершенных поездок, является Львов. А самый мощный рывок навстречу новым технологиям совершил город Винница, в котором за неполный год количество «безналичных проездов» перевалило за миллион. В целом основная часть городов показывает положительную динамику. Однако в небольших населенных пунктах в некоторых случаях наблюдается обратная тенденция. Возможно, это связано с переходом на другие системы оплаты, а может это просто человеческий фактор, и данной технологии пока трудно «ужиться» в том или ином городе. Вероятнее всего, необходима работа над популяризацией метода оплаты.

Как обстоит дело с частными перевозчиками?

Оплата проезда по безналу – Маршрутка

Если коммунальный транспорт постепенно полностью перейдет на систему безналичной оплаты, то, что касается маршруток и автобусов частных перевозчиков, пока все не так однозначно. Государственные транспортные ведомства постоянно ведут переговоры с частными АТП по поводу внедрения автоматических систем оплаты. Однако далеко не все частники в этом заинтересованы.

Во-первых, эта затея требует немалых инвестиций. Если мы говорим о коммунальном транспорте, то внедрение оборудования обходится за счет бюджета. А частным предприятиям, скорее всего, придется вкладываться в это за свой счет, но, возможно, с некоторыми льготами со стороны государства. Во-вторых, использование е-билета означает, что весь свой оборот придется вывести из тени и отчитываться перед налоговой за реальный пассажиропоток. Как вы понимаете, пока не все перевозчики готовы к такому повороту, поэтому в большинстве маршруток все еще будут раздаваться фразы: «За двоих, пожалуйста», «Водитель, передайте сдачу с двадцатки» и «А у вас мельче не найдется?».

Несмотря на то, что теневая экономика в Украине пока цветет и пахнет, хочется верить, что в будущем будут созданы более благоприятные для налогоплательщиков условия и скрывать свои реальные доходы будет неинтересно. Но даже сегодня многие частные перевозчики уже перешли или готовятся к переходу на безнал.

Резюме

За пару лет Украина проделала большую работу над тем, чтобы уйти от наличного расчета в транспорте к безналичному. Сейчас в некоторых городах все еще можно увидеть кондукторов или купить билет/жетон через кассу, так как не все коммунальщики успевают быстро перейти на новую систему. Но становится понятно, что рано или поздно к безналичной оплате проезда придут все города и «как раньше» уже не будет.

Пользуетесь ли вы безналичной оплатой? Если да, то какой способ вам кажется наиболее удобным? Возникали ли у вас какие-то проблемы с оплатой проезда? Ждем ваших ответов в комментариях.

За изображения спасибо: mind.ua, delo.ua, zhzh.info, aif.ua, budport.com.ua, psm7.com

2 комментария
  1. Василий 6 лет назад

    В Киеве всегда оплачиваю в метро через NFC, в троллейбусах эта система не реализована, нужен единый билет. Считаю это неправильным, должен быть какой-то общий знаменатель. А у себя в городе нету возможности оплатить бесконтактно. Ходили слухи о внедрении и даже были даты тестирования, но всё осталось на уровне слухов.

    Ответить
  2. Євген Бiрхов 6 лет назад

    В Днепре очень удобно — во всем электротранспорте по QR оплата, постоянно пользуюсь.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован