Несколько лет назад Верховная Рада Украины приняла закон о переходе на безналичную оплату проезда в коммунальном транспорте. За два с лишним года многие региональные транспортные ведомства отнеслись к этому с энтузиазмом, и жители многих городов уже с комфортом оплачивают проезд при помощи банковской карты, смартфона или электронного билета. Но некоторые города только готовятся к переходу на новую систему, а другие – вовсе не спешат и пока раздумывают, нужна ли она им.
Мы решили сделать небольшой анализ того, как в Украине обстоят дела с оплатой проезда по безналу сегодня. Какие способы оплаты существуют, какие города «в тренде» и что говорит по этому поводу статистика.
Содержание
Почему решили вводить оплату по безналу?
С каждым днем мир все ближе к тому, чтобы полностью перейти от бумажных денег к электронным. По безналу мы рассчитываемся в магазинах, делаем покупки в Интернете, расплачиваемся за коммунальные услуги и совершаем еще огромное количество финансовых операций. То есть, выйдя из дома, не имея ни одной наличной гривны в кошельке, но имея банковскую карту, сегодня можно решить массу задач. Однако долгое время это не касалась оплаты в транспорте, из-за чего, хочешь не хочешь, а при себе нужно иметь наличку.
Но, если бы дело касалось только удобства пассажиров или желания Украины прослыть передовым государством и не отставать от стран, где е-билеты уже существуют годами, то такого шустрого развития данный вопрос бы не получил. Безналичная оплата проезда решает две важные проблемы – позволяет сократить штат работников городского транспорта за счет отказа от кондукторов (хотя многие транспортные предприятия переводят своих сотрудников на другие должности) и сэкономить средства, а также позволяет вести учет пассажиропотока, сбор статистических данных по нагрузке на разные маршруты в разное время дня и, конечно же, обеспечивает попадание каждой оплаченной гривны в бюджет.
Пожалуй, это и стало «волшебным пинком» для того, чтобы принять решение на переход к безналу в транспорте на законодательном уровне. Но закон приняли, а стандартов не указали. Поэтому городским транспортным управлениям, так или иначе, дали карт-бланш в вопросе реализации систем оплаты. Хотите – заключайте контракты с банками на предоставление оборудования и услуг, хотите – договаривайтесь с операторами мобильной связи и принимайте оплату с мобильных счетов абонентов. И из-за этого возникает некоторая путаница. Даже в рамках одного города системы оплаты (или их сочетание) могут быть разными.
Скорее всего, в будущем мы придем к единому решению этого вопроса. А пока нам приходится держать нос по ветру и учитывать особенности оплаты в разных видах общественного транспорта в своем городе.
Какие сегодня существуют варианты оплаты
Некоторые горсоветы щедро вкладывают бюджетные средства в оборудование и программное обеспечение. Другие же идут по пути наименьшего сопротивления, используя для оплаты смартфоны пассажиров. Одни решения кажутся вполне удобными, другие – не очень. Чем вообще, в зависимости от региона, сегодня можно оплатить проезд в транспорте?
Банковская карта
Это, пожалуй, один из простейших способов для украинского пассажира, так как с расчетами с помощью карты он наверняка знаком и не нужно разбираться в других способах оплаты и следовать пошаговым инструкциям. Для того, чтобы совершать оплату картой, в общественном транспорте должен быть установлен валидатор – считывающее устройство, в простонародье называющееся терминалом. Многие из них поддерживают карты с магнитной лентой, с чипом или бесконтактные карты с NFC. Поддерживаются карты любого банка.
Чем удобно: оплата картой понятна и удобна подавляющему большинству пассажиров, нет привязки к какому-либо конкретному банку.
Оплата со смартфонов или смарт-часов
Не всегда обязательно иметь банковскую карту с собой, чтобы расплатиться за проезд. Для этого вам понадобится модуль NFC на вашем смартфоне или смарт-часах и «привязка» банковской карты к сервису Apple Pay или Google Pay. Для оплаты достаточно приложить смартфон или часы к специальной отметке на бесконтактном валидаторе.
Чем удобно: это быстро и не нужно лезть в кошелек за картой, так как часы – на руке, а смартфон – всегда под рукой.
QR-код
Сегодня оплата посредством QR-кодов в основном применяется для клиентов Приват Банка. Работает это следующим образом. Вам понадобится смартфон с установленным приложением Приват24. Для начала в салоне транспорта нужно найти плакат с QR-кодом. Открываем приложение и сканируем код, после чего загрузится вкладка «Билет». Здесь выбираем тип проездного («стандарт» или «студенческий»), указываем количество билетов, выбираем карту, с которой будут списаны средства, и подтверждаем покупку. Последним шагом будет виртуальное «компостирование» билета в приложении.
Чем удобно: оплата происходит без использования стороннего оборудования, самый простой способ подтвердить свою оплату контроллерам.
Оплата через SMS
Во Львове, Ивано-Франковске, Виннице и Житомире рассчитаться за проезд можно с мобильного счета. Но доступен такой тип оплаты только для пользователей предоплаченной связи. В этих городах заключен контракт с «большой тройкой» мобильных операторов – «Vodafone», «Lifecell» и «Kyivstar». Так же, как и в случае с QR-кодом, пассажиру нужно найти в салоне транспорта пошаговую инструкцию. В ней можно увидеть номер, на который нужно отправить SMS-сообщение, а также реквизит маршрута и тип билета – льготный или полный. Средства списываются с вашего мобильного счета (без платы за услугу SMS, только тариф перевозчика) и в ответ вам придет подтверждение оплаты и выбранный тип билета. При покупке дневного абонемента или на проезд с пересадкой (срок действия – 90 минут), можно сэкономить.
Чем удобно: для оплаты проезда подходят даже обычные мобильные телефоны, которые не «смарт».
Единые транспортные карты (е-билет)
В тех городах, в которых реализована система транспортных карт, она является самой востребованной. Единая карта дает возможность пользоваться всеми видами транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, метро, а в некоторых городах – городскими электричками и фуникулерами. Карта приобретается один раз, а затем пополняется через терминалы или онлайн-банкинг на определенное количество поездок. В случае утери карты ее можно заблокировать, а оставшиеся средства перевести на новую. Есть у этой системы большой плюс для тех, кто пользуется общественным транспортом на постоянной основе – чем больше поездок за раз вы покупаете, тем дешевле выходит их стоимость. В Киеве, например, проезд стоит 8 грн, но если вы покупаете сразу 20-29 поездок, его цена снижается до 7,4 грн, если от 50 – то до 6,5 грн. Пользоваться картой просто — так как карта оснащена чипом, она просто подносится к валидатору. В случае успеха загорится зеленая галочка, а если средств на карте недостаточно или произошел сбой – красный крестик. Проверка оплаченного проезда совершается контроллерами с помощью специального оборудования.
Чем удобно: одна карта – весь транспорт, можно сэкономить на проезде, покупая сразу много поездок.
Одноразовый билет
Такие билеты приобретаются в специальных терминалах (а в некоторых городах — по-прежнему в кассах) и дают возможность прокатиться на общественном транспорте один раз. Эта система чаще всего применяется в метро и особенно удобна для приезжих или тех, кто пользуется электротранспортом редко. На билете может быть штрих- или QR-код, который считывается специальным устройством или вставляется в приемник билетов. Пока такая оплата рассматривается, как вспомогательная и временная, но вполне вероятно, что ее оставят на более длительный срок.
Чем удобно: если вы редко пользуетесь общественным транспортом и разбираться со всеми новыми технологиями не хочется.
Что говорят цифры
Безналичная оплата проезда успешно используется украинцами уже более двух лет. Согласно данным ПриватБанка, который запустил технологию оплаты проезда по QR-коду в 2017 году, и за которым закреплена оплата с помощью банковских карт, в большинстве случаев с каждым годом количество транзакций в городах заметно увеличивается.
Город |
Когда внедрили систему |
2017 |
2018 |
2019 (начало октября) |
Львов |
Январь 2017 |
569 640 |
2 389 560 |
3 315 547 |
Херсон |
Март 2017 |
7 920 |
31 819 |
53 730 |
Ивано-Франковск |
Март 2017 |
4 142 |
15 112 |
27 197 |
Чернигов |
Март 2017 |
21 851 |
24 010 |
15 425 |
Днепр |
Март 2017 |
138 620 |
478 855 |
798 955 |
Конотоп |
Март 2017 |
491 |
— |
— |
Белая Церковь |
Апрель 2017 |
325 |
71 |
28 |
Сумы |
Апрель 2017 |
22 799 |
67 537 |
60 382 |
Хмельницкий |
Апрель 2017 |
9 897 |
12 566 |
23 925 |
Черкассы |
Июнь 2017 |
24 686 |
34 662 |
36 451 |
Александрия |
Июль 2017 |
279 |
165 |
191 |
Николаев |
Июль 2017 |
76 981 |
216 173 |
261 053 |
Краматорск |
Июль 2017 |
150 |
36 |
42 |
Дружковка |
Июль 2017 |
378 |
284 |
348 |
Кременчуг |
Июль 2017 |
10 814 |
25 776 |
61 365 |
Житомир |
Сентябрь 2017 |
7 259 |
21 972 |
29 444 |
Кривой Рог |
Сентябрь 2017 |
3 666 |
51 028 |
85 152 |
Мариуполь |
Октябрь 2017 |
5 117 |
32 287 |
59 311 |
Северодонецк |
Март 2018 |
— |
9 052 |
12 426 |
Знаменка |
Июнь 2018 |
— |
401 |
174 |
Запорожье |
Сентябрь 2018 |
— |
115 |
259 |
Винница |
Январь 2019 |
— |
— |
1 001 972 |
Каменское |
Август 2019 |
— |
— |
2 597 |
Всего поездок |
— |
927 600 |
3 409 860 |
5 845 816 |
Конечно, это не полная картина по всем городам Украины. Но, исходя из этих данных, лидером по количеству совершенных поездок, является Львов. А самый мощный рывок навстречу новым технологиям совершил город Винница, в котором за неполный год количество «безналичных проездов» перевалило за миллион. В целом основная часть городов показывает положительную динамику. Однако в небольших населенных пунктах в некоторых случаях наблюдается обратная тенденция. Возможно, это связано с переходом на другие системы оплаты, а может это просто человеческий фактор, и данной технологии пока трудно «ужиться» в том или ином городе. Вероятнее всего, необходима работа над популяризацией метода оплаты.
Как обстоит дело с частными перевозчиками?
Если коммунальный транспорт постепенно полностью перейдет на систему безналичной оплаты, то, что касается маршруток и автобусов частных перевозчиков, пока все не так однозначно. Государственные транспортные ведомства постоянно ведут переговоры с частными АТП по поводу внедрения автоматических систем оплаты. Однако далеко не все частники в этом заинтересованы.
Во-первых, эта затея требует немалых инвестиций. Если мы говорим о коммунальном транспорте, то внедрение оборудования обходится за счет бюджета. А частным предприятиям, скорее всего, придется вкладываться в это за свой счет, но, возможно, с некоторыми льготами со стороны государства. Во-вторых, использование е-билета означает, что весь свой оборот придется вывести из тени и отчитываться перед налоговой за реальный пассажиропоток. Как вы понимаете, пока не все перевозчики готовы к такому повороту, поэтому в большинстве маршруток все еще будут раздаваться фразы: «За двоих, пожалуйста», «Водитель, передайте сдачу с двадцатки» и «А у вас мельче не найдется?».
Несмотря на то, что теневая экономика в Украине пока цветет и пахнет, хочется верить, что в будущем будут созданы более благоприятные для налогоплательщиков условия и скрывать свои реальные доходы будет неинтересно. Но даже сегодня многие частные перевозчики уже перешли или готовятся к переходу на безнал.
Резюме
За пару лет Украина проделала большую работу над тем, чтобы уйти от наличного расчета в транспорте к безналичному. Сейчас в некоторых городах все еще можно увидеть кондукторов или купить билет/жетон через кассу, так как не все коммунальщики успевают быстро перейти на новую систему. Но становится понятно, что рано или поздно к безналичной оплате проезда придут все города и «как раньше» уже не будет.
Пользуетесь ли вы безналичной оплатой? Если да, то какой способ вам кажется наиболее удобным? Возникали ли у вас какие-то проблемы с оплатой проезда? Ждем ваших ответов в комментариях.
За изображения спасибо: mind.ua, delo.ua, zhzh.info, aif.ua, budport.com.ua, psm7.com
В Киеве всегда оплачиваю в метро через NFC, в троллейбусах эта система не реализована, нужен единый билет. Считаю это неправильным, должен быть какой-то общий знаменатель. А у себя в городе нету возможности оплатить бесконтактно. Ходили слухи о внедрении и даже были даты тестирования, но всё осталось на уровне слухов.
В Днепре очень удобно — во всем электротранспорте по QR оплата, постоянно пользуюсь.