В продолжение темы велосипедов сегодня в нашей статье мы рассмотрим такой вид байка, как шоссейный.
Данный тип сконструирован таким образом, чтобы велосипедист мог развить большую скорость, но только лишь в условиях хорошего дорожного покрытия. А на это влияет, в первую очередь, небольшой вес шоссейника, порядка 7-9 кг (самые легкие весят менее 3,5 кг). Так что, при всех равных условиях, на таком велике вы сможете обогнать большинство его собратьев.
Содержание
- Чем шоссейный велосипед отличается от других видов
- Выбор велосипеда в зависимости от вашего роста
- Материалы изготовления рамы, на что влияет
- Колеса: разновидности для шоссейников, как выбрать, на сколько это важно
- Велосипедная задняя кассета — что это такое, зачем нужна, какие выбирают для шоссейников
- Шатуны — что это такое, зачем нужны, какие выбирают для шоссейников
- Руль и седло — как их подобрать для шоссейников
- Подведем краткие итоги
- Электровелобайк и горный велосипед — сравнение!
- Готовимся к велосезону: какой велосипед Rover выбрать в 2019?
- Выбираем велосипед для сезона 2019 года
- Польза от велосипеда — зачем нам двухколесный друг?
Чем шоссейный велосипед отличается от других видов
Самое главное отличие шоссейного велосипеда от других байков в его предназначении — это скоростная езда по хорошей дороге. Велосипед имеет короткую и высокую раму, изготовленную из алюминиевых или титановых сплавов, или самый дорогой вариант — из карбона, который делает ваш байк максимально легким. Есть варианты и со стальной рамой (самый дешевый вариант). Но главной «визитной карточкой» является, конечно же, его гнутый руль (бараньи рога или баранка), позволяющий велосипедисту в любой момент изменить свои аэродинамические характеристики путем перемещения рук на руле.
Еще одним отличием является вилка. С ее помощью колесо соединяется с рамой, и дает нам возможность поворачивать его. Для шоссейника используется жесткая вилка, так как ей, в принципе, смягчать-то и ничего не надо, ведь его путь лежит по ровным дорогам (которых у нас, к сожалению, пока не так много). И довольно часто в шоссейниках установлена карбоновая вилка, что, конечно же, влияет на окончательную цену велосипеда.
Руль и седло в шоссейниках спроектированы таким образом, чтобы максимизировать аэродинамические свойства велосипедиста. Так как байк предназначен для длительного передвижения на высоких скоростях, то сиденья стараются сделать максимально легкими, прочными и эргономичными. Педали используются контактные, а покрышки довольно узкие, обладающие высокими скоростными характеристиками (давление в покрышках до 15 атмосфер).
- Велосипед TRINX (Tempo 1.0 MBBW) 28″ 18″ 2019
- Велосипед Lapierre Shaper 300 TP 52 Black/Green (ЦБ0001959) 2017
- Велосипед Orbea AVANT H60 18 53 White-Black-Blue
Более дешевые или базовые модели шоссейных велосипедов идут, в своем большинстве, с обычными педалями. А вот более дорогие частенько не комплектуются педалями вообще, так как производитель предполагает, что будущий пользователь байка или уже владеет необходимыми педалями или же приобретет их, подобрав под купленную специальную обувь. Ведь без использования спецобуви вы не сможете выжать из своего коня все 100% его возможностей.
Один из подвидов шоссейного велосипеда является туринг или туристический велосипед, предназначенный для длительных путешествий. Байк дает возможность путешествовать как по хорошей трассе с покрытием, так и по грунтовым дорогам.
Главное отличие от шоссейного байка — это наличие более широких и прочных покрышек, а также немного удлиненной рамы, на которую можно повесить дополнительное оборудование.
Туристический велосипед представляет собой гибрид из шоссейного и горного велосипеда, вобрав в себя лучшие качества от двух видов.
Несмотря на то, что шоссейный велосипед практически у всех ассоциируется со спортом, его довольно часто приобретают люди никак не связанные с профессиональным спортом. Ведь на сегодняшний день шоссейный велосипед приспособили и для занятий фитнесом, и для обычных прогулок, ведь он позволяет ездить дальше и быстрее. И последний, наверное, является основополагающим фактором.
Часто велосипеды такого плана собираются, как конструктор Лего. И в конечном итоге это может быть не самым дешевым вариантом, как кажется на первый взгляд. Да и к тому же для начинающего нет никакой разницы между байком начального уровня и навороченным, собранным умелым механиком, а вот в цене — есть. Самому собрать велосипед из конструктора будет очень тяжело, конечно же, если вы не обладаете необходимым опытом. Поэтому мы рекомендовали бы вам воспользоваться готовым решением. И в случае, если вы планируете серьезно тренироваться для участия в гонках, то не лишним было бы прикупить еще пару запасных качественных колес, так как не всегда в готовом варианте идут хорошие колеса.
Выбор велосипеда в зависимости от вашего роста
Для того, чтобы правильно выбрать велосипед, существуют специальные таблицы. Основываются они на росте будущего пользователя ровера. В нижеприведенной обобщенной таблице вы сможете подобрать велосипед для того, чтобы сделать ваши поездки максимально комфортными с уменьшенным количеством травм.
Рост, см |
Размер рамы, дюйм |
Размер рамы, см |
Размер рамы, усл. ед. |
145 — 155 |
13″-14.5″ |
33-36 |
XS (XSmall) |
158 — 172 |
15″-16″ |
38-40 |
S (Small) |
168 — 182 |
17″-18″ |
43-47 |
M (Meduim) |
178 — 190 |
19″-20″ |
48-52 |
L (Large) |
188 — 200 |
21″-22″ |
55-58 |
XL (XLarge) |
200 — 210 |
23″-24″ |
59-62 |
XXL (XLarge) |
Как вы видите из таблицы, размеры рам, в зависимости от производителя, могут быть выражены в дюймах, сантиметрах или просто в условных единицах.
Материалы изготовления рамы, на что влияет
Основой всякого байка является рама. Самый простой и привычный для обывателя материал – это обычная нелегированная низкоуглеродистая сталь.
Следующая в очереди — рама, изготовленная из стали, легированной хромом и молибденом. Эти рамы более дорогие, но вместе с тем они более легкие (но все же достаточно тяжелые для некоторых дисциплин), хорошо сопротивляются коррозии (спасибо наличию хрома).
Самыми популярными на сегодняшний день являются рамы, изготовленные из алюминия. Мало того, что они имеют очень малый вес, так еще обладают достаточными пластичными и прочностными характеристиками. На многие рамы из этого материала производитель дает пожизненную гарантию. Для изготовления рам используются несколько марок алюминия с разной лигатурой. Так что рамы из алюминия, так сказать, внутри своего сегмента также могут разниться по цене.
Дальше в ценовом сегменте притаились рамы, изготовленные из титана. Они хороши во всем, превосходя по всем характеристикам все указанные выше. Но есть один серьезный недостаток — цена.
Еще один вариант с таким недостатком в виде высокой цены – это карбоновые рамы. Они используются на дорогих шоссейниках. Опять же, из-за цены основными потребителями роверов с такой рамой являются велопрофессионалы.
И последняя в нашем списке — это рама, изготовленная из магния. Такие модели хорошо поглощают вибрации и имеют легкий вес. Но сложность производства, малая корозионностойкость, а высокая цена сделали эти рамы уделом профессионалов.
Колеса: разновидности для шоссейников, как выбрать, на сколько это важно
За рамой основным элементом велосипеда идут, конечно же, колеса. Какой же из велосипеда велосипед без колес.
Как уже упоминалось, при покупке готового решения шоссейного велосипеда вы в большинстве случаев получите колеса среднего качества, поэтому если вы берете транспорт не для отдыха и приятного времяпрепровождения, совет все тот же – купите более качественные, а значит более легкие колеса.
Так какие же колеса существуют для шоссейных велосипедов? Конструкционно гоночные колеса делятся на два типа — клинчерные и трубочные.
Клинчерные колеса состоят, собственно, из узкой бортовой покрышки (клинчера) и камеры, находящейся внутри. Обод колеса образован в виде специальной формы с бортами, дающий возможность клинчеру входить в зацепление с ободом.
А вот трубочные колеса имеют совершенно другую конструкцию. В них отсутствуют какие-либо бортики, а трубка, заменяющая покрышку и камеру, крепится при помощи клея к самому ободу. Благодаря специфической конструкции трубок, колеса данного типа имеют более плавный ход и накачаны до давления в 15 атмосфер. В плане езды они, конечно, не сравнимы с клинчерными, но вот в плане ремонта трубочные практически неремонтопригодны, да и цена повыше.
Если рассматривать колеса для взрослого населения, то производители сегодня предлагают несколько типоразмеров колес: 26ʺ, 27ʺ, 27,5ʺ, 28ʺ и 29ʺ. Последний размер появился на рынке совсем недавно и имеет даже свое название – найнер или тунайнер.
Велосипедная задняя кассета — что это такое, зачем нужна, какие выбирают для шоссейников
Задняя кассета – это специальная система звездочек, расположенная на заднем колесе, по которой, при переключении скоростей, «скользит» цепь. Фактически задняя кассета — это коробка передач вашего «мустанга».
Кассеты комплектуются разнообразным количеством звездочек – обычно это 5-12 штук. Сами звезды отличаются друг от друга диаметром и количеством зубцов. В дешевых вариантах крепление выполнено в виде заклепок, более дорогие модели скреплены болтами и подразумевают возможность разборки и, соответственно, замены звездочки. Дальше идут кассеты, в которых звездочки скреплены специальными пауками (пауком).
Кроме количества звездочек, кассеты характеризуются еще и передаточным числом. К примеру, 12-23 говорит о том, что самая маленькая звездочка имеет 12 зубцов, а самая большая — 23.
Изготавливаются звездочки преимущественно из трех материалов – это легированная сталь, алюминий и титан. Расположены они в порядке возрастания по цене.
Стальные звездочки имеют оптимальные прочностные и износостойкие характеристики, но вес минимизирует эти характеристики. Алюминиевые звездочки, конечно же, легче, но вот по прочности и износостойкости уступают звездочкам, изготовленным из стали. И самый дорогой вариант — это титан. По весу он находится в категории между сталью и алюминием, но вот прочностные и износостойкие характеристики у него превосходные. И цена на него, конечно, кусается.
Так как шоссейный велосипед, предположительно, будет использоваться на хорошем твердом грунте, асфальте без значительных перепадов высот, то вполне достаточен диапазон 11-21, если же горки все же будут встречаться, то оптимальным будет диапазон 12-23.
Шатуны — что это такое, зачем нужны, какие выбирают для шоссейников
Шатун является неотъемлемой частью велосипеда, без которой в принципе невозможно было бы движение. При помощи шатуна возвратно-поступательное движение ног превращается во вращательное движение заднего колеса. К ним крепятся педали, а сами шатуны крепятся на вал каретки. В большинстве своем ведущая звездочка или кассета неразрывно соединены с правым шатуном.
Материалом для шатунов выступают в принципе те же самые, из которых изготавливаются и велосипеды – легированная сталь, алюминий, титан и карбон. А в некоторых случаях используется композиция из материалов, к примеру, карбон с титановой осью.
Шатуны бывают цельными, трубчатыми, штампованными или прессованными со специальной формой канавки.
Рынок велосипедных запчастей очень широк и на нем предоставлен большой выбор шатунов различных размеров. Для справки, длина шатуна — это расстояние между осью крепления вала каретки и осью крепления педали.
Как же подобрать шатун для шоссейного велосипеда? Мы бы рекомендовали отталкиваться от высоты рамы вашего ровера. Как ее подобрать, мы упоминали ранее.
Размер рамы |
Рекомендуемая длина шатуна |
< 54 см |
170,0 мм |
55-58 см |
172,5 мм |
59-61 см |
175,0 мм |
> 62 см |
177,5-180 мм |
Также следует помнить, что неправильно подобранный шатун может привести к травме колена.
Руль и седло — как их подобрать для шоссейников
Как быть в случае, если вы купили шоссейный велосипед, сели на него, проехались и сразу же испытали дискомфорт в районе ниже поясницы? Конечно же, задуматься о смене седла, ведь шоссейник — это велосипед, предназначенный для длительных круизов, а значит ваша пятая точка опоры должна быть в комфортных условиях.
Одно из основных правил при подборе седла именно для вас говорит о том, что ширина сидушки должна быть на 2 см больше ширины вашей седалищной кости с каждой стороны. В некоторых веломагазинах присутствуют специальные измерительные инструменты, замеряющие как раз именно это расстояние.
Кроме правильно подобранного седла, должна быть правильно выставлена его высота. А для длительных поездок, кроме велообуви, неплохо было бы позаботится о хороших велосипедных шортах со специальными вставками в нужных местах. И наконец, при езде на шоссейном велосипеде очень важна правильна посадка на седле – таз должен быть параллелен седлу, не нужно его наклонять вслед за телом, наклонившемуся к рулю, иначе отдавите себе всю промежность.
А вообще существует масса вариантов гоночных сидушек, которые отличаются весом и вырезами, которые обеспечивают нормальное кровообращение при длительных поездках.
Руль – это ваша еще одна точка опоры на велосипеде (третья, после педалей и седла). И в случае шоссейника — немаловажная. Ведь, чем больше вы наклоняетесь к рулю, тем больше нагрузка на руки. А правильный руль помогает снять напряжение с рук и избежать травм и ущемления нервов.
Основной тип руля для шоссейных велосипедов — это «бараньи рога» (Drop handlebar, Drop bar, руль с изгибом Маеса, гоночный руль). Такой вариант позволяет осуществлять четыре различных хвата, которые при длительных поездках разгружают суставы и не позволяют телу затекать в одном положении. Плюс ко всему, положение рук на руле изменяет, соответственно, положение тела, тем самым влияя на аэродинамические характеристики велосипедиста. Довольно часто на руле используется специальная обмотка вместо грипсов. Двойная обмотка довольно неплохо снижает вибрацию.
Руль «бараньи рога» делится на два типа:
- мелкий (shallow) или «итальянские бараны» с дропами до 138 мм
- глубокий (rave) или «бельгийские бараны» c дропами более 150 мм
Дропы — это нижняя концевая часть руля, за которую держатся руками.
И помните, что руль, как и седло, должен быть правильно выставлен. В шоссейных велосипедах он должен быть установлен ниже уровня седла.
Подведем краткие итоги
Если вы все же серьезно настроились на приобретение шоссейного велосипеда, то не скупитесь на покупку специальной контактной шоссейной обуви. Правильно выставьте и отрегулируйте руль и седло. И запомните, к шоссейнику надо привыкнуть, он во многом отличается от своих собратьев, но, как только привыкнете, вы не захотите пересаживаться на другой байк. А подобрать велосипед на любой вкус вы сможете на нашем сайте.
Фотографии взяты с сайтов: sportek, era-sports, birota, provelolab, allo.ua