О приближающемся выходе «Венома» слышали, наверное, все поклонники супергеройского кино. Веном, как один из самых ярких противников Человека-паука, уже отметил свое 30-летие, а мы с 2007 года все ждали выхода сольного фильма.
Еще до официального выхода блокбастера в Сети можно было найти множество разгромных комментариев по поводу еще не анонсированного фильма. 4 октября картина, наконец-то, попала в прокат и шумиха вокруг проекта Sony разразилась с новой силой. Что ж, теперь у нас есть предмет для разговора. Все ли так мрачно, как об этом пишут? Мы предлагаем вам вместе с нами пройтись по свеженькому антигеройскому кино (постарались обойтись без спойлеров), по краткой истории создания самого Венома, а также узнать, почему сольный фильм так долго добирался до больших экранов.
Содержание
Явление Венома народу или Как появился персонаж в комиксах
В основном все персонажи вымышленных супергеройских вселенных создавались строго в стенах издательства Marvel Comics. Но где-то в начале 80-х имевшая успех компания решила выйти за рамки привычного и для подогрева читательского интереса устроила конкурс среди фанатов. Все желающие могли предложить свое видение дальнейшего развития сюжета о Человеке-пауке, а лучшие из них могли бы получить свое место непосредственно в комиксах.
Одним из конкурсантов был Рэнди Шуллер – поклонник членистоногого супергероя из Иллинойса. Он предложил сценаристам новый концепт костюма Человека-паука – полностью черный прикид с ярко-красной эмблемой паука на груди, в которой спрятаны всякие полезные «паучьи» гаджеты. Задумка была интригующей, но несколько незавершенной. Тогда главный на тот момент редактор Marvel Comics Джим Шутер предложил автору идеи продать ему «новый костюм» за баснословную сумму в $220.
Идея была слишком интересной, чтобы отставить ее в сторону, но слишком непродуманной с точки зрения сюжетной линии комиксов. Откуда бы Паркер взял этот техно-костюм? Не у Старка же выписал (хотя, как раз нечто подобное происходило в недавней «Войне бесконечности»)? После долгих распрей было принято решение образ оставить, а историю его появления кардинально изменить. Так, монохромная обновка превратилась в разумного пришельца-паразита, который станет не только живым «костюмом» Питера Паркера, но впоследствии и предстанет в образе нового противника.
Дебютом черно-белого костюма на печатных страницах стал 252 номер комиксов о Невероятном Человеке-пауке, вышедший в мае далекого 1984-го. Трансформация из нового прикида в полноценного антигероя заняла у Венома 4 года – его первое появление пришлось на юбилейный 300-тый выпуск, который датируется маем 1988 года.
Несмотря на то, что появление Эдди Брока и его альтер-эго в комиксах разделило фанатов на два лагеря, одни из которых смотрели на новичка со скепсисом, а другие – так и ждали новой порции кровавых мордобоев, продажи резко скакнули вверх. Эта тенденция сохранилась и впредь. Даже эпизодическое появление не слишком обремененного принципами Венома гарантировало успех.
Перетягивание каната между Sony и Marvel
Даже несмотря на то, что Marvel Comics имела внушительную армию фанатов, создала уйму удачных супергероев и раздувала ход повествования комиксов постоянными спин-оффами, флешбеками и прочей «жвачкой», дела компании катились по наклонной вниз. В начале 90-х издательство вполне реально могло разориться.
Тяжелые времена – пора смелых решений. Именно в это время студия ищет выход в продаже прав на экранизацию своих комиксов. Первая сделка по неопытности имела множество нюансов и в результате права на Человека-паука и сопутствующих персонажей разделились между 21 Century Films, Columbia Pictures, Carolco и Viacom.
Все в тех же 90-х надежды на то, что в скором будущем вселенная The Amazing Spider-Man получит второе дыхание в лице экранизаций, разбилась о скалы суровой реальности. Кинокомпании не спешили снимать фильмы. И это несмотря на то, что некоторые сторонние студии уже были заняты созданием анимационных сериалов по комиксам Marvel, которые имели довольно высокие рейтинги. Несколькими годами позднее появилась идея создать свою собственную кинокомпанию, которая возьмет под свое шефство съемки блокбастеров о супергероях. Это стало началом для многомиллиардного проекта Marvel Entertainment.
Но вернемся к нашей теме. В 1999 Sony Pictures выкупает готовый сценарий Carolco и осколки прав на экранизацию и вовсю готовится к съемкам. Видя серьезный подход киностудии и делая ставку на то, что предстоящий первый фильм трилогии о Человеке-пауке станет настоящим кинопрорывом, Marvel передает оставшуюся часть своих прав Sony.
Таким образом, в 2002 и 2004 году на экраны вышел «Человек-паук» и «Человек-паук 2» Сэма Рэйми с Тоби Магуайером в главной роли. Первая часть была довольно успешной, несмотря на скептические рецензии и отзывы кинокритиков, а вторая – получила более восторженные отзывы, но в прокате собрала на 10% меньше предшественника. Почуяв финансовую угрозу для третей части франшизы, на Рэйми оказывалось повсеместное давление со стороны как Sony, так и Marvel. Компании настаивали на введение в сюжет успешно продаваемого Венома, но у Рэйми по этому поводу были свои соображения. Как мы знаем, персонаж все-таки появился в «Человек-паук: Враг в отражении». Но в силу того, что сценарий имел множество линий и фильм должен был раскрыть не только Венома, но и Песчаного человека, появление симбиота, скорее, можно было назвать провалом. Хотя, именно третья часть и стала самой прибыльной.
Скомканное представление Венома в конечном итоге не удовлетворило создателей. Все-таки персонаж слишком интересен и многогранен, а также пользуется популярностью у фанатов. Поэтому в 2007 году было объявлено, что Columbia Pictures и Sony займется производством сольного фильма об этом антигерое. И, как мы видим, на производство потребовалось больше 10 лет. За это время Marvel Entertainment уже успела снять несколько успешных супергеройских картин самостоятельно и даже слиться с медиагигантом Disney. После провала перезапуска франшизы о Человеке-пауке 2012-2014 годов, роль которого досталась британцу Эндрю Гарфилду, Marvel вернула права на главного героя себе и в дальнейшем занялась самостоятельным вплетением персонажа в свою киновселенную. Новый Паркер (Том Холланд) позднее появился в фильмах «Первый мститель: Противостояние», «Мстители: Война Бесконечности» и в сольнике «Человек-паук: Возвращение домой».
Тем не менее, права на отрицательных персонажей, в числе которых Веном, Карнаж, Морбиус, Крэйвен-Охотник и другие, остались за Sony Pictures. Это и стало отправной точкой для создания самостоятельной киновселенной об антигероях из мира Питера Паркера, где самого Паркера нет. И пока быть не может.
Что же получилось у Рубена Флейшера
4 октября на экраны, наконец-то, вышел без ложной скромности ожидаемый «Веном» Рубена Флейшера. И споры о нем уже во всю кипят на просторах Сети. Одни ругают фильм за заурядность, примитивизм и съемки на уровне начала «нулевых», другим же изображение симбиота показалось более интересным и полноценным. Но все ли так плохо?
Итак, сюжет. Первая половина фильма (причем меньшая) была посвящена Эдди Броку и тому, как он стал носителем инопланетного паразита. Все вполне логично и понятно. Ну, может быть, и немного предсказуемо. Мы видим, как успешный и известный журналист скатывается на самое социальное дно. И в тот момент, когда терять уже откровенно нечего, Брок нахально вламывается в не очень гуманистические планы миллиардера Карлтона Дрейка.
Казалось бы, дальше как раз должно начаться самое вкусное, но все вышло не так гладко. Отношения между Веномом и Эдди разрисованы довольно-таки неплохо – сначала в формате диалогов и перетягивания каната в игре «кто в доме хозяин», а затем и в формате согласованности и взаимодействия. С взаимными подколами и довольно забавными комментариями. Скажем так, ничего общего с тягомотиной между Дэвидом Бэннером и Халком, взаимоотношения которых – скука смертная.
Но то, куда сюжет повело во второй половине картины, кажется вообще не из этой оперы. Сложилось впечатление, что, в силу довольно скромного для блокбастера бюджета (всего $100 млн), создатели имели средства для добротного начала, но по мере съемок деньги заканчивались, а нужно было что-то решать. В общем, кульминация и развязка оказались слишком обрывистыми и скомканными. Там, где хотелось видеть какое-то развитие событий, ход повествования обрывался и перескакивал на другую тему.
Вероятно, сдерживающим фактором послужил и довольно скромный хронометраж. Хотя, на самом деле это радует. «Веном» длится чуть более 1,5 часов, что не позволяет устать от фильма. К примеру, последним «Мстителям» не помешало бы быть короче – за почти 2,5 часа появлялось желание сделать антракт посреди просмотра.
Кроме этого, не совсем понятны мотивы самого Венома. Объяснение тому, почему симбиот противостоит своим инопланетным собратьям есть, но убедительным его не назовешь. Равно как и прорисовку главного антагониста картины — Карлтона Дрейка. Персонаж довольно односложен и не представляет собой шкатулку с двойным дном. Он просто плохой парень, который одинаков во всем сюжете. Наверное, после нолановского Джокера от отрицательных персонажей комиксов хочется какого-то колорита, но не все режиссеры тратят столько времени на их проработку.
Дальше у нас по списку графика. Какой же супергеройский (или антисупергеройский) фильм без нее обходится? И вот тут как раз и загвоздка – ее качество оставляет желать лучшего. Глядя на то, что получается у того же Marvel, есть с чем сравнивать. Вероятно, именно уровень компьютерной графики в экшн-сценах и создает иллюзию того, что кинематограф перенесся лет на 10-15 назад. Хотя изображение самого Венома нельзя назвать никудышным. В общем, ждать вау-эффекта не стоит. Во всяком случае на билетах в кино можно сэкономить и посмотреть фильм не в IMAX – хватит и обычного 3D.
Несколько слов об актерском составе. Можно с уверенностью заявить, что Sony во многом делала ставку на мастерство Тома Харди и Мишель Уильямс. Харди, как обычно, справился со своей ролью. Все-таки на его счету немало язвительных и самоуверенных персонажей, поэтому роль Брока ему должна была даться относительно легко. Что касается Мишель Уильямс, то ее присутствие на протяжении всего фильма казалось несколько странным. Уильямс хорошо удаются драматические и биографические роли (вспомним «Семь дней и ночей с Мэрилин» или «Манчестер у моря»), но в роли «девушки Бонда» в супергеройском блокбастере актриса явно чувствовала себя не в своей тарелке. Хотя, чего уж там – Гвинет Пэлтроу в роли Пеппер, дамы сердца Тони Старка, тоже не выглядит слишком убедительно.
Разочарованием для многих фанатов стало понижение рейтинга. Ну где это видано, чтобы кровожадный откусывающий головы Веном, имеющий в комиксах возрастной ценза 18+, превращался в подростковое зрелище? Понятное дело, что компания откровенно не рискнула делать картину, которая должна открыть новую киновселенную, с рейтингом R. Но намеки на все характерные Веному зверства все же есть, пусть и основная их часть остается за кадром. На самом персонаже это негативно не отобразилось. С другой стороны, если бы все подразумеваемые сцены нашли свое место в работе Флейшера, то перед нами бы появился просто очередной Хищник. И куда этих «Хищников» еще дальше плодить?
Напоследок поговорим о юморе. В фильме он есть. Кто-то называет его примитивным, но даже самые заядлые скептики во время просмотра несколько раз прыснут от смеха. Вся комедийность сюжета в большинстве случаев кроется именно в диалогах Венома и Брока. И получилось все-таки очень неплохо. Скажем так, не «Дэдпул», конечно, но меткие искрометные шуточки неплохо разбавляют историю. Особенно ту ее часть, которую хочется назвать неудачной.
В заключении
А в заключении хочется сказать, что появление сольного фильма об еще одном неоднозначном, но неимоверно популярном антигерое получилось скорее удачным, нежели провальным. Да, сюжет местами провисает, повествование иногда мечется из стороны в сторону, а графика действительно отсылает нас к более раннему развитию кинематографа. Но даже несмотря на то, что картину разобрали по кирпичику и отправили в корзину с непотребным еще до официального выхода, фильм получился вполне неплохим развлечением. Сравнивать его с марвеловскими лентами смысла нет – «Веном» абсолютно на них не похож. К тому же рафинадные и хрестоматийные блокбастеры от Marvel уже изрядно приелись – из картины в картину примерно одно и то же.
Да, «Веном» не получит ни «Оскар», ни восторженные отзывы кинокритиков или влиятельных изданий, но всегда ли это так важно, если речь идет о кино как о развлечении, а не шедевре кинематографа?
Кино получилось вполне неплохим, да концовка рваная но в целом понравилось ждем 2-ую часть