Такое привычное для нас сегодня изобретение, как наручные часы, на самом деле имеет длинную и не совсем простую историю. Отношение к наручным хронометрам на протяжении последних 5 веков в силу тех или иных причин менялось неоднократно.
Известно, что «первопроходцами» в плане компактных носимых часов были карманные модели, которые были прерогативой исключительно мужчин. Носились они в специальных кармашках на жилетах или просто в карманах брюк. И действительно – откуда у дамы на платье кисет для карманных часов?
Первые же наручные модели были созданы именно для женщин – они дорого украшались (жемчугом, золотом и драгоценными камнями) и служили больше аксессуаром, нежели механизмом для измерения времени. Это был искусный предмет роскоши, а функция самих часов в них была явно вторичной. Мужская половина общества относилась к такому «ноу-хау» крайне скептически и из-за того, что такой миниатюрный механизм не мог похвастаться высокой точностью, не признавала такое украшение часами в принципе.
Однако ход истории и прогресса заставил изменить отношение к наручным хронометрам. Исконно мужские занятия вроде охоты, верховой езды (а в последствии – и езда на автомобилях) и военного дела требовали максимум концентрации, поэтому постоянно доставать часы из кармана было крайне неудобно. И именно поэтому с конца XIX века часы карманные начали крепиться на запястье с помощью кожаных ремней, став прототипом современных повседневных наручных часов.
Но это все история. Сегодня же у нас нет такой острой необходимости в наручных хронометрах – подавляющее большинство окружающей нас техники (от смартфонов до холодильников) позволяют нам узнавать время без наручного механизма. Но даже с появлением прямых конкурентов таких хронометров – смарт-часов – модели часов классических по-прежнему остаются востребованными.
Пусть наручные часы по большей части и остаются имиджевым аксессуаром или делом привычки, но в обозримом будущем мода на них будет все так же актуальна. Сегодня мы будем подробно рассматривать представителей механических хронометров – часы с автоподзаводом.
В чем их достоинства и как за ними правильно ухаживать? Нужно ли самостоятельно заводить часы, если завод у них происходит на «автопилоте»? Ответы на эти вопросы можно узнать ниже.
Содержание
Преимущества часов с автоподзаводом
Ни для кого не секрет, что главной деталью, обеспечивающей ход механических часов, является пружина. Именно ее «напряжение» и обеспечивает равномерность движения стрелок. В обычной механике «боевой дух» пружины нужно поддерживать вручную – заводить их придется с помощью прокручивания заводной коронки, при чем делать это нужно ежедневно и желательно в одно и то же время. Для рассеянных или очень занятых людей это обязательство может стать проблемой.
Но если мы говорим о часах с автоподзаводом, то принцип их работы несколько иной. Внутри корпуса таких часов спрятан специальный механизм – небольшой вольфрамовый маятник, выполненный в форме сектора со смещенным центром тяжести. Когда часы находятся на руке, то во время совершения нами самых обычных движений маятник приходит в действие, постоянно поддерживая пружину в рабочем состоянии. Отсюда вытекает первый плюс – инерционный механизм автоподзавода избавляет нас от необходимости ежедневного ручного завода хронометра.
Второй немаловажный плюс – более высокая точность по сравнению с обычными механическими часами. За счет того, что функция автоподзавода всегда держит пружину в состоянии практически максимального завода, расхождение во времени будет минимальным. В свою очередь у классической механики погрешность во времени может составлять до 15-40 секунд в сутки.
Так как заводная головка у «автомата» используется крайне редко (если вообще используется), то влаго- и пыленепроницаемые свойства у него выше. А вместе с этим – надежность и долговечность внутреннего механизма часов.
Есть у часов с автоподзаводом и некоторые недостатки, но едва ли их можно назвать критичными. Удобство требует жертв, поэтому в силу того, что к стандартному часовому механизму добавляется инерционный маятник, корпус часов с автоподзаводом должен быть более массивным.
Еще один минус – боязнь сильных ударов. Но это и логично – любое устройство, если оно, конечно, не рассчитано на силовые «встряски», как минимум недолюбливает механические повреждения. Но тут дело в другом – во время чувствительного удара могут повредиться крепления и опоры, на которых держится наш маховик. Тут уже без помощи мастера не обойтись.
Правила завода часов
Какой бы марки часы не красовались на Вашем запястье, они все равно имеют достаточно хрупкие и чувствительные внутренние механизмы. Поэтому для того, чтобы продлить срок их службы, за ними нужно правильно ухаживать, вовремя относить часовщику на «техосмотр» и, разумеется, правильно заводить. Если Вы носите такие часы каждый день, то вопрос завода отпадает сам собой. Но что делать, если часы с автоподзаводом начали отставать или вовсе остановились?
Для начала было бы неплохо ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к Вашей модели часов. Ведь кто, как не сам производитель, сможет дать самые дельные рекомендации по работе с его «детищем»? Но если таковой возможности нет, воспользуйтесь нашими рекомендациями.
- Снимите часы с руки. Любые часы заводить на руке не желательно – давление на заводное колесико будет не равномерным, что со временем может привести к более быстрому изнашиванию внутренних деталей.
- Отодвиньте заводную головку в сторону, потянув за нее. Старайтесь делать это максимально бережно, не прикладывая чрезмерные физические усилия.
- Теперь приступим к самому заводу. Аккуратно начните прокручивать головку по часовой стрелке (то есть, от себя). Лучше делать это короткими отрывистыми движениями, постепенно, а не заводить хронометр несколькими мощными прокручиваниями. Проделывать такие нехитрые манипуляции нужно до упора, но тут ни в коем случае не стоит усердствовать. Помним, что сам механизм достаточно хрупкий. К слову, иногда могут возникать трудности в работе с колесиком (оно может прокручиваться или скользить между пальцами), но для механических часов это в порядке вещей – так называемый «дефект эргономики».
- Когда часы заведены, остается вернуть заводную головку в изначальное положение, то есть осторожно задвинуть ее обратно внутрь корпуса. Вот и все. Часы полностью готовы!
Рекомендации по использованию часов
В работе с часами с автоматическим подзаводом есть еще некоторые нюансы. Зная их, Вам удастся дольше сохранить хронометр в рабочем состоянии.
- Правило первое и самое основное – носите часы каждый день. Собственно, на это они и рассчитаны. Движение – это «жизнь» для таких часов. Чтобы хронометр не «сбоил» и работал максимально корректно, лучше носить их по 8-12 часов в день.
- Чтобы уберечь Ваш аксессуар от случайных поломок, не крутите заводное колесико против часовой стрелки (на себя).
- Если Вы носите часы-автоматы лишь периодически или чередуете их с другими часами, то, чтобы сохранить их работоспособность, можно приобрести специальную механическую шкатулку (виндер), которая будет имитировать движение и раскачивать маятник внутри часов. Такие шкатулки бывают самых разных форм и размеров, могут быть рассчитаны на одни или на несколько наручных часов.
- Часы с автоподзаводом не любят длительное неподвижное состояние, поэтому будьте активны на протяжении дня. Не обязательно при этом сильно жестикулировать руками или делать энергичные махания – неспешная ходьба вполне подойдет. Даже если работа у Вас по большей части сидячая, не забывайте иногда делать перерывы и хотя бы просто немного пройтись. Это и для здоровья полезно, и часы скажут Вам «спасибо». А вот перед занятиями спортом такие хронометры лучше снимать – к слишком резким движениям они не приспособлены.
- Если часы все-таки остановились, то не торопитесь их приводить в рабочее состояние, если надевать их Вы пока не планируете. Лучше заводить их непосредственно перед тем, как Вы будете готовы надеть часы на запястье и не расставаться с ними целый день.
- Производить завод часов с автоподзаводом лучше в домашних условиях. Совсем уж не желательно делать это при высокой влажности (под дождем, например) или при высокой концентрации пыли в воздухе (во время сильного ветра). Когда мы заводим часы, то, отодвигая заводную головку, мы частично открываем внутренний механизм и делаем его более уязвимым для агрессивной окружающей среды.
Итоги
Если при выборе новых повседневных наручных часов Ваш взгляд остановился на механике, то можно смело выбирать механическую модель с автоподзаводом. Преимущества перед заводной «классикой» налицо: ежедневный моцион по заводу часов Вам не грозит, точность таких часов может конкурировать с кварцевыми, а сам механизм надежен и, к слову, проверен не одним поколением.
Многие производители с мировым именем предлагают в своих рядах достойнейшие варианты автоматических хронометров – от консервативной классики до претензионных и экстравагантных моделей. Если говорить о ценовой политике, то бренд бренду рознь и целевая аудитория для каждого из них разная.
Выбор марки во многом зависит и от самого пользователя, ведь для одних часы – это аксессуар на каждый день, который так же важен, как, скажем, сумка или ремень, а для других же – это неотъемлемый «маячок» статуса и престижа, стоимость которого не имеет границ сверху.
Удачный баланс между ценой и качеством предлагают модели Orient и Alfex, более статусные механические часы с автоподзаводом можно найти в ассортименте Epos и Atlantic, а хронометры Longines и Raymond удовлетворят запросы даже самого требовательного покупателя, для которого штамп «Swiss Made» имеет не последнее значение.
История часового бренда Tissot: сделано в Швейцарии
Датский минимализм на запястье. Как часы Skagen покоряли мир
История японского бренда Orient: часы, не нуждающиеся в рекламе
ЧТО?
Для завода часов нужно вытянуть заводную головку????
Нельзя крутить головку против часовой стрелки??
АФФТОР! Вы хоть раз держали часы в руках.?
Муть.