Амортизационные вилки для велосипедов: типы, конструкция и особенности

Евгений Любницкий
813

В наше время сложно представить себе горный велосипед без системы амортизации (исключение составляют разве что шоссейные и городские модели).

Амортизаторы делают езду по неровной дороге более комфортной и значительно улучшают управляемость велосипеда. В этой статье мы расскажем вам о том, на какие типы делятся амортизационные вилки для велосипедов, об особенностях их конструкции, а также о том, какие они имеют преимущества и недостатки.

Преимущества амортизационных вилок

Главными преимуществами велосипедов, оснащенных амортизационными вилками, является повышенный комфорт, а также лучшая управляемость, которая достигается благодаря большему контакту колеса с поверхностью дороги.

Благодаря амортизационной вилке переднее колесо велосипеда плавно и с минимальным количеством сильных ударов проходит бугры и ямы. Велосипед, оснащенный амортизационной вилкой, даже на большой скорости не теряет контакт с поверхностью, благодаря чему его гораздо легче контролировать. Кроме этого, амортизационные вилки значительно уменьшают усталость от езды на велосипеде и износ его компонентов.

Недостатки амортизационных вилок

К недостаткам велосипедных амортизационных вилок можно отнести более высокую, чем у обычных жестких вилок, массу, и частичную потерю энергии, которая происходит при раскачивании (особенно сильно эта она ощущается при активном педалировании, и езде в гору). Тем не менее, производители современных амортизационных вилок стараются делать их все более легкими и оснащают настройками, позволяющими регулировать жесткость вилки, либо вообще заблокировать ее ход.

Особенности конструкции амортизационных вилок

Большинство амортизационных вилок построены по принципу телескопа (труба меньшего диаметра в трубе большего). Они состоят из так называемых «ног» — труб большего диаметра, внутри которых и расположен амортизатор. В «ноги» входят внутренние трубы (поршни вилки), а на стыке установлены манжеты, предотвращающие попадание пыли и грязи в внутреннюю часть вилки. Для усиления конструкции амортизационной вилки ее «ноги», как правило, соединяются бустером. Также обычно на «ногах» вилки имеются крепежи под дисковые или обычные (V-brake) тормоза и разъем для крепежа оси. Два поршня вилки и рулевую трубу велосипеда соединяет так называемая «корона» вилки. Настройки амортизационной вилки, как правило, расположены на короне и в нижней части «ног».

Амортизационные вилки для велосипедов типы, конструкция и особенности – конструкция вилок

По компоновке велосипедные амортизационные вилки можно разделить на:

  • Обычные амортизационные вилки — наиболее распространенные амортизационные вилки с системой телескоп (две трубы разного диаметра вдвигаются друг в друга);
  • Длинноходные вилки, которые обычно выполняются в виде «двухкоронных» («ноги» вилки соединяют два звена);
  • Перевернутые амортизационные вилки — система телескоп, но «поршни» вилок находятся снизу. Такой тип конструкции уменьшает «неподресоренную массу», улучшая сцепление с поверхностью, однако такие амортизационные вилки, как правило, более тяжелые и дорогие, а на их «поршни» попадает больше грязи;
  • Специфические амортизационные вилки – менее распространенные амортизационные вилки для велосипедов с многопоршневой и многорычажной системой, а также вилки с одной “ногой”.

Отметим, что большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма (стандарт 1/8 распространен больше). Этот общепринятый стандарт поддерживают все производители велосипедов, велосипедных рам и рулевых колонок.

Амортизационные вилки для велосипедов типы, конструкция и особенности – конструкция вилок (2)

По длине хода вилки можно разделить на:

  • Короткоходные амортизационные вилки — ход 25-30 мм (1 дюйм). Такие вилки, как правило, используются в недорогих кроссовых, прогулочных и городских велосипедах;
  • Средние амортизационные вилки — ход 50-75 мм (2-3 дюйма) или ход 75-100 мм (3-4 дюйма). Используются в большинстве велосипедов для туризма, активного катания и гонок Cross-Country;
  • Длинноходные амортизационные вилки — ход 120-300 мм (5-12 дюймов) и более. Вилки подобного типа обычно используются в специализированных двухподвесных велосипедах для скоростного спуска DownHill.

Типы амортизаторов в вилках велосипедов

Амортизационные вилки для велосипедов типы, конструкция и особенности – типы амортизаторов

Амортизационные вилки велосипедов по типу амортизаторов можно разделить на:

  • Пружинные;
  • Пружинно-эластомерные;
  • Воздушные;
  • Масляно-воздушные;
  • Масляно-пружинные.

Амортизатором велосипеда называется система из демпфера и пружины. «Пружина» предназначена для того, чтобы гасить ударные нагрузки. Она может быть как стальная, так и пневматическая. Демпфер гасит колебания (за счет быстрого сжатия и медленного возвращения в начальное состояние). Он может быть воздушный, масляный, либо эластомерный.

Амортизационные вилки для велосипедов типы, конструкция и особенности – типы амортизаторов

Пружинные амортизационные вилки

К данному типу относятся самые дешевые вилки. Они имеют максимально упрощенную конструкцию, состоят из одной или двух пружин, расположенных в «ногах». В качестве амортизатора такие вилки работать не могут, поскольку в них отсутствует демпфер, однако они все-таки немного добавляют комфорта в езде. Как правило, пружинные амортизационные вилки не регулируются.

Пружинно-эластомерные амортизационные вилки

В таких вилках помимо стальной пружины установлен стержень из полимерного материала (эластомера), который и выполняет роль демпфера (на холоде эластомер обычно твердеет и не работает). Такие амортизационные вилки устанавливаются на недорогие велосипеды. Они не «текут» маслом и не «травят» воздух, однако имеют довольно примитивную конструкцию и небольшую надежность.

Воздушные амортизационные вилки

Роль амортизатора и демпфера в таких вилках выполняет воздух, который накачивается в амортизационную вилку при помощи специального насоса. Данные вилки довольно легкие, однако при экстремальном использовании из-за снижения плотности манжеты могут начать пропускать воздух.

Масляно-воздушные амортизационные вилки

В этих амортизационных вилках роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж (открытая/закрытая масляная ванна), а пружиной служит воздух, накачиваемый специальным насосом.

Масляно-пружинные амортизационные вилки

Демпфером в таких вилках так же служит картридж, заполненный маслом, однако пружина выполнена из стали. Как правило, вилки этого типа имеют более высокую надежность.

Настройка амортизационной вилки

Амортизационные вилки для велосипедов типы, конструкция и особенности – настройка вилкиВ зависимости от типа, вилки могут иметь несколько настроек. Рассмотрим основные из них:

Preload — предварительная нагрузка

Настойка жесткости пружины в амортизационной вилке велосипеда. В дешевых вилках Preload слабо влияет на реальную жесткость пружины. Регулируется с помощью внешнего регулятора, либо заменой пружин амортизационной вилки.

Rebound — отбой, отскок

Регулировка скорости отскока амортизационной вилки (скорости возврата в исходное положение).

Compression — скорость сжатия

Регулировка скорости сжатия амортизационной вилки велосипеда (величина, обратная Rebound).

LockOut – блокиратор

Блокировка хода амортизационной вилки велосипеда (вилка становится “жесткой”).

Extension Control — регулировка длины хода амортизационной вилки

Блокировка или регулировка длинны хода амортизационной вилки велосипеда. Иногда данные настройки выносятся на руль велосипеда.

По аналогичному принципу построены и задние амортизаторы для велосипедов. Кроме этого, в некоторых моделях велосипедов могут применяться амортизаторы, встроенные в подседельные штыри, рулевые колонки и т.д.

Заключение

Теперь Вы знаете, чем отличаются амортизационные вилки для велосипедов, и легко сможете выбрать именно ту модель, которая будет соответствовать всем вашим требованиям. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях.

Поделитесь с друзьями.

Рейтинг статьи: 4.3
5 4 2

Комментарии

  • ВКонтакте
  • Disquss
  • Facebook